Аналитика, Политика
АналитикаПолитика
9 минут
ВКонтакте Одноклассники Telegram

Досрочные выборы

Внутриполитическая турбулентность в Турции Бизнес код

Внутриполитическая турбулентность в Турции в связи с предстоящими в 2023 году президентскими и парламентскими выборами набирает обороты. Январский всплеск политических дискуссий в стране на сей раз вызван активно муссируемой турецкими СМИ темой об их досрочном проведении. Не утихают и споры о правомерности президента страны Реджепа Эрдогана баллотироваться на третий срок, о партийных коалициях и потенциальных кандидатах на пост главы государства и, конечно, о возможности всесильной России оказать влияние на результаты волеизъявления турецкого народа.

Теперь о некоторых подробностях…

Начнем с главного – политический пейзаж формируют два основных блока. Первый – двухпартийный «Альянс Народа» в составе правящей «Партии Справедливости и развития» (лидер Реждеп Эрдоган) и «Партии националистического движения» (Девлет Бахчели). Второй – это шестипартийный блок, основную силу в котором представляет партия основателя Турецкой Республики Мустафы Кемаля Ататюрка – Народно-республиканская партия (Кемаль Кылычдароглу). В купе с ней правоцентристская «Хорошая партия» (Мераль Акшенер), консервативная суннитско-исламистская «Партия счастья» (Темель Карамоллаоглу), правая кемалистская «Демократическая партия» (Гюльтекин Уйсал), а также новые, созданные в 2019 году панисламистская, паносманская и ориентированная на Евросоюз «Партия будущего» (бывший премьер-министр Ахмет Давутоглу, имел непосредственное отношение к гибели российских летчиков в Сирии в 2015 году) и светская США-ориентированная «Партия демократии и прогресса» (Али Бабаджан).

Но не стоит забывать, что далеко не последнее место в политической палитре Турции занимает внеблоковая прокурдская Партия демократии народов (сопредседатели Первин Булдан и Митхат Санджар), традиционный электорат которой составляет около 10 процентов избирателей. А по сему её поддержка тому или иному кандидату может оказаться решающей.

О турецком электорате…

Реджеп Эрдоган ориентируется, в первую очередь, на поддержку возрастной группы от 18 до 40 лет (38,7 процента населения), а также националистических и религиозных кругов. Это потенциальное большинство и основная часть трудоспособного населения, составляющего 48,3 процента. На предпочтения последних заметно влияет экономическая ситуация в стране, которая на сегодня выглядит не самым лучшим образом. Как следствие, эта часть электората не отличатся стабильностью политического выбора.

Оппозиция, которая до сих пор не определилась с единым кандидатом, опирается на светское и преимущественно возрастное население страны (от 40 лет — 30,5 процентов). Эта категория граждан традиционно чтит светские принципы и нормы государственного устройства, заложенные почитаемым в Турции Ататюрком, и достаточно предсказуема в своих политических предпочтениях.

И ещё одна важная деталь. Если Эрдоган рассчитывает в основном на внутренние ресурсы, включая административный, то оппозиция ищет понимание и, не только, за рубежом.

Интрига предстоящих выборов кроется в вероятности протестного голосования. С одной стороны, против действующего главы государства, планирующего баллотироваться на де-факто третий срок, выступает оппозиция, с другой – США и их европейские союзники, которых явно не устраивает излишняя, по их мнению, самостоятельность Реджепа Эрдогана.

О третьем сроке…

Оппозиция придерживается мнения, что согласно изменённой по итогам референдума 2017 года 101 статье Конституции Турции, после перехода к президентской форме правления глава государства не может занимать этот пост более двух сроков. Следовательно, Реджеп Эрдоган, который избирался в 2014 и 2018 годах не полномочен выставлять свою кандидатуру в 2023 году.

Оппоненты из правящей партии исходят из того, что после принятия новой Конституции Реджеп Эрдоган баллотировался только один раз и это дает ему право на переизбрание. Это же официально подтвердил и министр юстиции Турции Бекир Боздаг. По сути, турецкий лидер использует модель удержания власти, успешно опробованную бывшим президентом Узбекистана Исламом Каримовым, который исходил их принципа «на Востоке власть не делят!». И, по закону, имеет полное право выставлять свою кандидатуру

О досрочных выборах…

Выступая 22 января 2023 года перед молодежью города Бурсы, президент Турции озвучил дату голосования 14 мая 2023 года, при этом подчеркнул, что это не досрочные выборы, а лишь перенос даты их проведения. Он отметил, что соответствующий указ планирует подписать 10 марта 2023 года. Не позднее чем за 60 суток этот указ президента должен быть опубликован в официальной (правительственной) газете «Ресми газете», после чего начнётся избирательная кампания.

Партии Эрдогана для переноса даты выборов необходимо заручиться поддержкой 60 процентов депутатов в 600 местном Великом национальном собрании Турции (парламенте). Однако «Альянс Народа» имеет только 334 мандата, а это 55,6 процента. Но у Эрдогана достаточно полномочий, чтобы распустить парламент и объявить о досрочных выборах.

Почему выбрана дата 14 мая…

Характерно, что именно в этот день на выборах 1950 года в Турции победил тогдашний лидер оппозиционной «Демократической партии» Аднан Мендерес, позже казненный турецкими военными. Именно тогда впервые партия Великого Ататюрка потерпела поражение и в стране фактически установилась многопартийная система, формально существовавшая с 1946 года.

Турецкий лидер, апеллируя к этой дате и проводя такие параллели, рискует. Подспудно он отождествил кемалистов оппозиции с организаторами военного переворота 27 мая 1960 года, а также попытки переворота 16 июля 2016 года, когда Реджеп Эрдоган сумел найти поддержку в обществе. Но, с другой стороны, именно сторонники партии Ататюрка и светская армия тогда одержали верх. Да и победившая на тех выборах одноименная «Демократическая партия» сейчас вновь в оппозиции президенту.

Об оппозиционных кандидатах…

К настоящему моменту шестипартийный блок не определился с единым кандидатом. В числе потенциальных фигур основной конкурент действующего президента представитель «Народно-республиканской партии» Экрем Имамоглу. Но его участие в выборах пока под вопросом. Суд первой инстанции приговорил его к двум годам и семи с половиной месяцам лишения свободы за клевету в адрес членов центральной избирательной комиссии после отмены результатов муниципальных выборов в Стамбуле, которые он в итоге выиграл. Если апелляционный суд утвердит приговор, он не сможет заниматься политической деятельностью. Очевидно, что в этой ситуации административный ресурс имеет не последнее значение.

Вторым претендентом может стать выходец из националистической партии мэр столицы Мансур Яваш. Но его кандидатуру вряд ли поддержит прокурдский электорат, памятуя о том, что ранее он состоял в «Партии националистического движения и отличался крайне радикальными взглядами в отношении курдского меньшинства.

Третье место принадлежит лидеру Народно-республиканской партии Кемалю Кылычдароглу. Но он сможет одержать победу только в случае консолидированного протестного голосования. В аналогичной ситуации четвертый потенциально возможный кандидат — бывший сподвижник действующего президента лидер «Партии демократии и прогресса» Али Бабаджан и пятый Ахмет Давутоглу.

Маловероятно, что выдвиженцем «шести» станет Мераль Акшенер, так как она претендует на пост премьер-министра, который намереваются реанимировать в случае победы оппозиции. Дебаты шестипартийного блока по вопросу единого кандидата состоятся 26 февраля 2023 года.

По разным соцопросам, которых множество, никто из претендентов на пост главы государства не способен набрать в первом туре более 48 процентов. Оппозиционный блок готовы поддержать не более 45 процентов. За альянс Реджепа Эрдогана выступают не более 43 процентов. С высокой вероятностью ни один из претендентов не наберёт 50 процентов +1 голос. В итоге состоится второй тур, который должен пройти через две недели после назначенной президентом даты голосования.

Главной интригой второго тура станет позиция предвыборного объединения левых партий — «Альянса труда и свободы», созданного 25 августа 2022 года, и лидирующей в нем прокурдской «Партии демократии народов». Его руководство констатирует, что выдвинет своего кандидата если их не устроит ни один из претендентов, предложенных системной оппозицией. В этот альянс вошли «Рабочая партия Турции» (Эркан Баш), «Лейбористская Партия» (Эрджюмент Акдениз), «Партия рабочего движения» (Хакан Озтюрк) и «Партия социальной свободы» (Перихан Коджа). Таким образом, предстоящая избирательная кампания в Турции обещает быть весьма интересной и яркой.