Резонансное заявление российского бизнесмена армянского происхождения Рубена Варданяна о выходе его из российского гражданства и намерении переехать на постоянное жительство в Арцах некоторое время назад прогремело в СМИ.
Что интересно, публичных оценок этого заявления немного. Присутствует ощущение некой паузы для осмысления такого шага уважаемого предпринимателя. Что это, спонтанное эмоциональное решение или глубоко продуманный шаг с далеко идущими последствиями?
Сложно предположить, что этот неординарный, энергичный и успешный человек склонен к эмоциональным необдуманным поступкам. Он весьма обеспечен, жизнь налажена, бизнес динамично развивается. За последние десять лет его состояние выросло с 500 миллионов до миллиарда долларов, что подтверждает незаурядность и высочайшую работоспособность этого человека. Казалось бы, что ещё нужно, зачем менять зону комфорта на неизведанное.
Биография миллиардера Рубена Варданяна — нечастый случай в среде олигархов, когда заработанное им состояние не вызывает нареканий. Немало сделав для развития российского бизнеса, он находит возможности и для благотворительности, и для развития образовательной системы. В его немногочисленных личных интервью прослеживается не тяга к самопиару, а стремление изменить мир к лучшему и неутолимая жажда общения с людьми. Его, пожалуй, единственное, звучащее между строк сожаление это невозможность в желаемой мере наслаждаться общением с семьей и близкими.
Но вернемся к Нагорному Карабаху. Итак, Рубен Варданян, российский миллиардер, уроженец Еревана. Окончил школу с золотой медалью. Получил прекрасное образование в Московском Государственном университете. Возвращается на Родину, где не только известен весомыми инвестициями, но и пользуется огромным уважением. Что это, серьёзные политические амбиции? Или стремление, став успешным, посвятить себя служению народу Армении, использовать знания и весь накопленный опыт на благо общества? Стремление в трудную минуту поддержать соотечественников, живущих с постоянным ощущением безысходности? Он как-то сказал: «Чем дольше живу, тем больше понимаю, как прав Эли Визель: «противоположность любви – не ненависть, а безразличие; и противоположность жизни – не смерть, а безразличие и к жизни, и к смерти».
Вспоминая «Капитал» Карла Маркса, трудно представить крупного бизнесмена, незаинтересованного в прибыли и не планирующего извлечь иную выгоду. Но очевидно, что для Варданяна материальные блага от вложений в развитие Арцаха и Армении в обозримой перспективе не просматриваются. Слишком много там нерешенных проблем регионального и геополитического масштаба. Слишком высоки риски. Вместе с тем подобные инвестиции являются весомым фактором внутриполитической жизни Армении. Рубен Варданян в видеообращении возле известного в Арцахе Схторашенского платана, которому более двух тысяч лет, объявил о создании Фронта безопасности и развития Арцаха и призвал армян всего мира принять участие в судьбе Нагорного Карабаха. Он подчеркнул, что осознает все риски. Но реально ли сейчас оценить, насколько они велики?
Армянские диаспоры в США и во Франции в постсоветский период сыграли заметную роль в укреплении государственности Армении. Их влиятельные представители лоббировали привлечение крупных капиталов из США, Канады и Европы в общенациональные проекты страны. То есть обладающая серьезными ресурсами зарубежная армянская диаспора вовлечена во внутриполитические процессы в Армении. При этом западные и российские армянские элиты по вполне понятным причинам поддерживают разные политические силы, а следовательно, конкурируют друг с другом, стремясь доминировать на исторической Родине.
Несмотря на немногочисленность комментариев, ясно, что заявление Рубена Варданяна не осталось без внимания ни в Ереване, ни в Баку, ни в Тбилиси, ни в Анкаре и, естественно, ни в России. Армянские власти, вероятно, хотели бы дистанцировать фигуру такого уровня от политического поля республики по причине весьма высокой конкурентоспособности.
Тем более, что он знает многих ключевых игроков в агло-саксонской сфере социального влияния. Сегодня заметная неудовлетворенность населения политическим курсом властей, равно как и итогами 44-х дневной войны в Нагорном Карабахе, не способствует восприятию Ереваном российско-армянских бизнесменов как безальтернативных союзников. Отсюда, вероятно, и не совсем понятные «экскурсии» высокопоставленных чиновников Армении в США и Брюссель.
Баку также не способно спокойно отнестись к решению Рубена Варданяна переехать в Нагорный Карабах. Очевидно, что даже без стремления войти во власть он будет пользоваться там бесспорным влиянием и естественно будет отстаивать независимость Арцаха в его исторических границах, для чего будет использовать весь арсенал его внешних связей и влияния. Хотя он не скрывает, что отказ от российского гражданства, наряду с подтверждением серьёзности его намерений, обусловлен требованием законодательства Армении, исключающего возможностью занимать государственные посты лицам с двойным гражданством. Утрата же завоеваний 2020 года никак не входит в планы ни Баку, ни Анкары.
Получается, Варданян встретит комплексное противодействие со всех сторон, кроме России. Для Москвы появление в Нагорном Карабахе фигуры такого масштаба скорее плюс, чем минус. Стремление Рубена Варданяна к примирению сторон и созиданию отвечает интересам России на Кавказе. России, прилагающей колоссальные усилия к поддержанию там мира. Хотя риски, безусловно, есть. Ибо что России хорошо – западу плохо.
В любом случае такое решение миллиардера – мужественный, достойный уважения мужской поступок. Пожелаем ему удачи.
P.S. И ещё одна параллель… Характерен уважительный отзыв Рубена Варданяна об одном из африканских лидеров. «Я полетел в страну, где 25 лет назад случился страшный геноцид. Это очень динамично развивающаяся страна, не имеет никаких природных ресурсов, без выхода к морю, с маленьким внутренним рынком, но крупными соседями вокруг. Ее уникальность в том, что за 25 лет человек, пришедший к власти, фактически преобразовал страну. Это заметно по чистоте улиц, по инфраструктуре, по реализованным проектам и по тому, как преодолен постгеноцидный синдром. И теперь они строят реальное государство-хаб в Африке».