Аналитика, Политика
АналитикаПолитика
11 минут
ВКонтакте Одноклассники Telegram

Развитие обстановки на Южном Кавказе, особенно в контексте проблем вокруг Нагорного Карабаха и азербайджано-армянских отношений, остаётся в центре внимания. Каждая из упомянутых сторон имеет собственный взгляд на справедливый путь преодоления накопившихся разногласий и претензий. Зачастую их подходы

Армяно-турецкие отношения: Новый диалог или зачем Турции нужна Армения Бизнес код

Новый диалог между Турцией и Арменией развивается в условиях практического отсутствия дипломатических отношений и закрытой на протяжении десятилетий границы в результате исторических ран, турбулентного политического климата и влияния третьих стран. В то же время конфликт 2020 года между Азербайджаном и Арменией предоставил Турции и Армении неожиданный шанс нормализовать отношения. В последнее время возобновив воздушное сообщение и открывая границы, назначая спецпредставителей и переходя к прямому двустороннему диалогу о восстановлении дипломатических отношений, Турция и Армения после нескольких неудачных на протяжении многих лет попыток перезапустили процесс нормализации отношений между двумя странами.

Турция была одной из первых стран, которая признала новую независимую Армению после распада Советского Союза, но споткнулась на этапе открытия дипломатических отношений. С тех пор две страны предприняли две неудачные попытки договориться, в 1992–1993 и 2007–2010 годах, вследствие чего в академических кругах межгосударственные отношения были названы «дважды несчастливыми». Обе попытки были предприняты при посредничестве западных стран, а именно Швейцарии, США и ЕС. Министр иностранных дел России Сергей Лавров также был среди участников протокола, подписанного в Цюрихе. Эти инициативы потерпели неудачу в основном из-за претензий со стороны союзного Турции Азербайджана. Турция закрыла свою границу с Арменией в апреле 1993 года после того, как армянские войска во время первого карабахского конфликта оккупировали азербайджанский район Кельбаджар. Опять же из-за поддержки позиции Азербайджана тогдашний премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган отозвал свою подпись под протоколами, которые министры иностранных дел подписали в Цюрихе за год до этого в 2010 году.

Было бы чрезмерным упрощением предположить, что возражения, позиция и действия Азербайджана были единственной причиной провала усилий по нормализации отношений между Арменией и Турцией. Хотя нельзя отрицать, что именно они стали основным фактором. Как упоминалось ранее, политические и исторические раны на протяжении многих лет значительно осложняли ситуацию — Турция и Армения находились на противоположных полюсах холодной войны, сказывалось и их многолетнее горькое историческое наследие, что делало железный занавес непреодолимым. Анкара не приемлет требования армянской диаспоры об официальном признании и использовании термина «геноцид» в отношении массовой гибели армян в 1915 году в последние дни Османской империи. Этот аспект, касающийся обеих сторон, также негативно отражается на усилиях по нормализации. Армяне требуют от Турции официально признать так называемый геноцид (и всё, что это влечет за собой) и выставляют это как предварительное условие для установления дипломатических отношений (рассматривая такую позицию в качестве внешнеполитического приоритета). Турецкая сторона, в свою очередь, де-факто осуществляет экономическую блокаду из-за давнего военного противостояния между двумя странами.

Однако, в настоящее время присутствует большой оптимизм в отношении того, что усилия по нормализации могут стать успешными. Главная причина надежд в том, что в Баку впервые за десятилетия готовы снять свои возражения. Формальные ограничения на дипломатический диалог, введенные Турцией, были аннулированы после того, как Азербайджан по итогам конфликта 2020 года успешно вернул оккупированные территории. Кроме того, Россия, которая неоднозначно относилась к Цюрихским протоколам, сейчас не препятствует этому процессу. Напротив, инициировав 9 ноября соглашение о прекращении огня и разместив около 2000 российских миротворцев на нагорно-карабахской границе, Россия активно поддерживает процесс нормализации, инициировав первый раунд переговоров в Москве. Премьер-министр Армении Никол Пашинян и президент Турции Эрдоган однозначно доминируют в этих переговорах. Они оба согласны с тем, что успех отвечает интересам всего региона.

Главный армянский переговорщик Рубен Рубинян, которому всего 31 год, не имеет опыта в этом вопросе, но является доверенным лицом Пашиняна. Объективно представителям сторон похоже, не хватает официальной дорожной карты, чтобы убедить скептиков. Упомянутые переговоры приветствует президент Азербайджана Ильхам Алиев, так как Зангезурский коридор, проходящий по территории Армении, восстановит автомобильное и железнодорожное сообщение западного Азербайджан с Нахичеванью, что является приоритетом для Баку. Переговоры могут не увенчаться успехом, если лидеры Азербайджана и Турции поставят вопрос обеспечения безопасности коридора в качестве предварительного условия для нормализации. Ибо это противоречит принципу «без предварительных условий», с которым согласились Турция и Армения, однако Азербайджан не присоединился к этому соглашению.

Президенту Алиеву нужна окончательная победа над Арменией, чтобы обеспечить долгосрочный контроль над Карабахом, поскольку последняя победа не была ни убедительной, ни решающей. В интересах семьи Алиевых также перенаправить внимание граждан от глубоко укоренившейся коррупции и использовать конфликт в качестве оправдания для страны, медленно превращающейся в анократию. Поэтому президент Алиев может попытаться установить контроль над Карабахом путем демаркации границы и дальнейших потенциальных военных столкновений с Арменией, по сути, нарушая обеспечиваемый Россией режим прекращения огня. Однако это кажется менее вероятным, поскольку Россия и Азербайджан, похоже, пришли к взаимопониманию, что главным приоритетом обеих стран является восстановление торговых и транспортных связей. По этой причине Россия более снисходительна к Азербайджану и готова закрыть глаза на некоторые вопросы. Действительно, с точки зрения экономики, это может быть беспроигрышной ситуацией. Если все автомагистрали и железные дороги, которые были закрыты во время Карабахской войны в 1990-х годах, вновь начнут функционировать в рамках консенсусного соглашения, Армения и Азербайджан могут стать узловыми центрами транспортной сети, соединяющей Москву, Стамбул и Тегеран.

Россия будет контролировать транспортные потоки, поскольку она практически владеет армянской железнодорожной сетью, а безопасность и жизнеспособность этих проектов будут гарантировать четыре стороны (по соглашению с Азербайджаном и Арменией). Российское влияние на обе страны возрастет, поскольку Путин мастерски играет шахматную партию, сохраняя Россию как доминирующую силу, которая присутствует во всех диалогах, переговорах и решениях, мягко вытесняя Анкару из регионального уравнения. С другой стороны, армянский лидер Пашинян также стремится получить свои «бонусы» в этой многополярной схеме. Это одна из причин, по которой он немедленно попытался нормализовать отношения с Турцией после поражения в Нагорно-Карабахской войне. Будучи лично мишенью окружения Алиева и маргинализированным Москвой, он должен был найти нового союзника или, по крайней мере, торгового партнера, способного сыграть важную роль в сбалансировании региональных сил.

Для него это было непростое решение, поскольку в Армении ещё не забыли, как Турция оказывала военную поддержку Азербайджану в конфликте 2020 года, и сохраняют к ней враждебность. Армянские военные, известные своими прочными связями с Москвой, обвинили Пашиняна в потере территории. Последовали масштабные протесты с их участием. Армянский лидер сумел с этим справиться, назвав протесты попыткой государственного переворота и призвав к досрочным выборам. Он победил на выборах с огромным отрывом, обеспечив себе место еще на 5 лет (до 2026 года). Ереван быстро открыл своё воздушное пространство для турецких и азербайджанских авиарейсов в октябре 2021 года, пытаясь формировать усилия по нормализации. Возобновление контактов, прежде всего, стало возможным благодаря ранее упомянутой формуле «без предварительных условий», цель которой разорвать связь между усилиями по нормализации и давними проблемами между двумя странами.

Ереван ожидает, что Турция полностью выполнит достигнутые договоренности и не выставит в последний момент дополнительные предварительные условия, которые могут сорвать этот процесс. Нет сомнений в том, что Турция также выиграет от нормализации отношений, особенно учитывая напряженные отношения Анкары с Вашингтоном/НАТО и Европой. У Анкары будет пять новых стратегических шансов повысить экономическую активность в бедных, преимущественно курдских восточных районах Турции, что может иметь решающее значение для экономической стабилизации региона. Кроме того, возвращение к нормальным взаимоотношениям с Арменией будет способствовать продвижению сегодняшних инициатив Турции по деэскалации в восточном Средиземноморье и налаживанию диалога с бывшими противниками в этом районе, такими как Израиль, Египет и Объединенные Арабские Эмираты. Поскольку Россия заинтересована, скорее в символическом, чем доминирующем участии Турции (то есть, не желает уступать ей своё влияние), нормализация отношений с Арменией становится ещё более желательной для Турции. Это обеспечило бы неизбежное присутствие Турции за любым столом переговоров и позволило бы ей играть более активную роль в региональных процессах по возрождению торговли и транспортных коридоров. Эрдоган или, скорее, его компетентные советники, понимают это, потому что они быстро изменили нарратив СМИ, которые приняли менее антиармянский тон.

Предстоящие в мае выборы и постоянно нарастающий экономический кризис в Турции делают этот год для Эрдогана очень трудным. Впервые за 20 лет опросы показывают, что партия Эрдогана набрала менее 35% голосов. Если главная оппозиционная партия НРП не совершит ужасных ошибок, либо не проявит грубую некомпетентность, Эрдогану вряд ли повезет так, как Пашиняну. А это потенциально может нарушить усилия по нормализации, поскольку отношение НРП к восточному блоку (восточным странам) является менее предсказуемым (хотя известно, что эта партия является прозападной в течение большей части времени с момента её образования).

В заключение, если граница между Арменией и Турцией вновь откроется, все стороны в регионе получат от этого значительные преимущества. Собственно период нормализации будет обусловлен как потребностями обеих сторон, так и иностранными субъектами, которые могут сыграть решающую роль в его потенциальном успехе, либо неудаче. Сегодняшняя инициатива отличается от предыдущих попыток тем, что западные державы заметно снизили свою активность, что отражает новую политическую реальность региона. Как это обычно бывает в международной политике, ни одна из сторон не может получить всего, чего хочет, а следовательно, всем придётся идти на уступки. Тем не менее, происходящий процесс является редким примером глубокого сдвига в мировой политике и, вероятно, станет одним из немногих положительных моментов в новом мировом порядке, который становится все более нестабильным и конкурентным.

Оригинальный текст статьи на английском языке

Позиция автора может отличаться от мнения редакции информационного агентства «Бизнес Код».