Аналитика, Политика
АналитикаПолитика
5 минут
ВКонтакте Одноклассники Telegram

Знаковый визит президента Сирийской Арабской Республики Башара Асада завершен. Прошли и важные технические переговоры на уровне заместителей глав политических ведомств Ирана, России, Сирии и Турции.

Сирийский прорыв: равновесие возвращается pxhere.com

Можно с уверенностью констатировать высокое субстантивное наполнение встречи на высшем уровне. Параллельно состоялись переговоры между министрами обороны, экономики и финансов двух стран. Обсуждены вопросы нормализации ситуации в Сирии и участия России в послевоенном её восстановлении.

Башар Асад дал высокую оценку результатам встречи с президентом России Владимиром Путиным и акцентировал внимание практической направленности переговоров профильных министров. В интервью РИА Новости он заявил, что Россия и Сирия в скоро подпишут соглашение о сотрудничестве в экономической области, касающееся более 40 промышленных, транспортных и энергетических инвестиционных проектов.

Касаясь аспектов российско-сирийского военного и военно-технического сотрудничества, президент Сирии подчеркнул, что Россия сохраняет уровень военного присутствия в арабской республике и оно не должно быть временным. При этом он отметил заинтересованность в его расширении если Россия проявит к этому интерес.

Башар Асад констатировал однозначную поддержку специальной военной операции на Украине и подтвердил, что Дамаск безоговорочно признает новые территории России, вошедшие в её состав по итогам референдумов. Отвечая на вопросы российских СМИ о возможности прибытия в зону СВО на Украине сирийских добровольцев он отметил, что правительство не будет знать об этом, так как это может быть только личным решением граждан республики.

Высокие гости из Сирии, выдержавшей колоссальное, в том числе военное давление Запада, в преддверии визита в Москву председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина дали ясный сигнал соседям и «сдержанным» союзникам России, что чаша «международных весов» медленно, но верно склоняется на российскую сторону и пора делать правильный выбор.

Сирийское направление внешней политики России на Ближнем Востоке имеет в современных условиях весьма важное значение. Присутствие российского контингента на авиабазе Хмеймим и военно-морской базе в Тартусе не только отвечает интересам Сирии, но и поддерживает необходимый баланс сил в восточном средиземноморье.

Далеко не последнюю роль Россия играет в восстановлении отношений Ирана и Сирии с Саудовской Аравией и арабским миром в целом. Отмечаемый в последнее время пласт мирных инициатив в этом непростом регионе препятствует реализации дестабилизирующих и конфликтообразующих планов США на Ближнем Востоке.

В отношении возможности прямого диалога между Дамаском и Анкарой неопределенность пока сохраняется. Возможно, ясность появится после запланированной на предстоящую неделю встречи министров иностранных дел в формате «Астана+1».

Как мы сообщали в материале: Важные переговоры по сирийскому урегулированию начались в Москве сложность выхода на прямой сирийско-турецкий диалог заключается в неприемлемости для Сирии сохранения оккупации Турцией её северных районов. Это подтвердил Башар Асад заявивший, что его встреча с Реджепом Эрдоганом возможна только после возвращения суверенитета Сирии над этими территориями, что для последнего пока не приемлемо.

Тем не менее, полностью исключать подобные договоренности преждевременно. Темой диалога между Сирией и Турцией на высшем уровне может стать, например, согласование дорожной карты по возвращению турецких войск к местам постоянной дислокации. Но здесь необходимо учитывать влияние на потенциальный диалог предстоящих 14 мая 2023 года президентских выборов в Турции. Очевидно, что до победы на них Реджепа Эрдогана его сирийский коллега не будет форсировать контакты, ибо в противном случае любые позитивные решения с высокой вероятностью потеряют силу.

Не смотря на все «невыполнимые» условия, сам факт начала процесса нормализации отношений между Анкарой и Дамаском заметно принижает роль американского военного присутствия в контролируемых курдами районах Сирии, а следовательно, и возможность США влиять на развитие там ситуации. Естественно, это не останется незамеченным в рядах курдских группировок, активно подталкиваемых Вашингтоном к сепаратизму, и повысит их договороспособность в диалоге с властями государств, на территории которых они находятся. В совокупности с постепенным улучшением отношений Сирии с арабским миром и странами Персидского залива это путь к восстановлению стабильности и равновесия на Ближнем Востоке в целом.