Дебют избирательной кампании в Турции подошёл к своему завершению. Говоря шахматным языком – фигуры расставлены и сделали первые хрестоматийные шаги.
Дебют избирательной кампании в Турции подошёл к своему завершению. Говоря шахматным языком – фигуры расставлены и сделали первые хрестоматийные шаги. С этого момента начинают разворачиваться самые интересные и сложные комбинации на предвыборной доске предстоящих 14 мая 2023 года президентских выборов, говоря языком шахмат — миттельшпиль.
Вряд ли баталии будут многополярными. В конечном итоге всё сведётся к черно-белой партии – противостоянию исламско-националистической и светско-националистической евроориентированной платформ. Но начало многообещающее. Две ведущие парламентские коалиции представили двух кандидатов. Из оставшихся 11 граждан страны, подавших заявления в ЦИК, только два смогли собрать необходимые 100 тысяч подписей в свою поддержку. В итоге предвыборный пейзаж Турции формируют следующие политические силы и предложенные ими кандидаты на пост главы государства. Борьба развернется между четырьмя претендентами:
Действующий президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Он выдвинут от «Республиканского альянса», в состав которого вошли:
— правоцентристская правящая «Партия справедливости и развития» (лидер Эрдоган, по данным турецкой википедии она насчитывает 11,2 миллиона членов). Идеологическая платформа: паносманизм, умеренный исламизм, экономический, социальный и национальный консерватизм, евроскептицизм;
— крайне правая «Партия националистического движения» (Девлет Бахчели, 464 тысячи). Национализм, туранизм, социальный и национальный консерватизм;
— крайне правая «Партия великого единства» (Мустафа Дестиджи, 119,2 тысячи). Турецкий национализм и исламизм, консерватизм, евроскептицизм;
— правая региональная курдская «Партия свободного дела» (Зекерия Япыджиоглу, 11,5 тысяч). Социальный консерватизм, суннитский исламизм.
Вновь о поддержке пропрезидентского альянса завил лидер «Обновленной партии благоденствия» Фатих Эрбакан (сын ныне покойного, в 1996-1997 годах находившегося на посту премьер-министра Турции Неджметтина Эрбакана – основателя «политического ислама» и экс-наставника Эрдогана). Это правая партия, в основе идеологии которой исламизм, паносманизм, социальный консерватизм и евроскептицизм. В середине марта Фатих Эрбакан принял решение баллотироваться самостоятельно, однако такой шаг не в полной мере оценили его однопартийцы. Около ста человек из состава исполнительного совета одновременно перешли в правящую партию. Несколько позже (24 марта) Фатих Эрбакан снял свою кандидатуру и вступил в «Республиканский альянс», что несколько повысило шансы главы государства на победу в первом туре.
Суммарный потенциал президентского альянса по партийным спискам – 12,2 миллиона человек. Он имеет в парламенте 345 из 600 мест и административный ресурс 985/13216 руководящих постов в муниципалитетах и городских советах соответственно. На выборах 2014 года его показатель составил 51,79 процента. В 2018 году альянс поддержали 26,9 миллиона избирателей (52,59%). В 2019 году на местных выборах – 24,3 миллиона (51,64%).
Кемаль Кылычдароглу – кандидат от оппозиционного «Национального альянса», объединившего шесть партий:
— левоцентристская «Народно-республиканская партия» (НРП), создана основателем Турецкой Республики Мустафой Кемалем Ататюрком (лидер Кылычдароглу, в партии 1,37 миллиона членов). Идеологическая основа – ататюркизм (кемализм), парламентаризм, демократический социализм, социальный либерализм, проевропейская;
— правоцентристская «Хорошая партия» (Мераль Акшенер, 617,5 тысячи) –, кемализм, турецкий национализм, национальный консерватизм, парламентаризм, проевропейская;
— правоцентристская «Демократическая партия» (Гюльтекин Уйсал, 364,4 тысячи) – кемализм, либеральный консерватизм, турецкий национализм, парламентаризм, проевропейская;
— правая «Партия счастья» (Темель Карамоллаоглу, 265,7 тысячи) –суннитский-исламизм, национальный консерватизм, парламентаризм, евроскептицизм;
— правоцентристская «Партия демократии и прогресса» (Али Бабаджан, 177,5 тысячи) – парламентаризм, либеральный консерватизм, проевропейская (США-ориентированная);
— правая «Партии будущего» (бывший премьер-министр Ахмет Давутоглу, 76,2 тысячи) – панисламизм, паносманизм, парламентаризм, экономический либерализм, прозападная;
Общая численность альянса по партийным спискам – 2,87 миллиона человек. Имеет 193 из 600 кресел в парламенте и административный ресурс 265/5705 руководящих постов в муниципалитетах и городских советах соответственно. Иные политические силы, поддерживающие курс основателя Турецкой Республики Ататюрка, не претерпели принципиальных изменений. О готовности поддержать оппозицию высказались «Партия народных советов», «Партия перемен Турции», «Турецкая коммунистическая партия».
На президентских выборах 2014 года за чисто кемалистское на тот момент объединение «четырех» проголосовали 15,6 миллиона избирателей (38,44%). В 2018 году – 15,4 миллиона (30,64%). На муниципальных выборах 2019 года – 13,3 миллиона (28,6%). Добавившиеся к альянсу две последние партии могут улучшить показатели «Национального альянса» на 3-5 процентов.
Мухаррем Индже выступает от левоцентристской «Партии Страны», в которой является председателем. Партия насчитывает 25,2 тысячи членов. Её идеологическая основа кемализм, национализм и евроориентация. В парламенте имеет два из 600 мест. В муниципальных и местных органах власти 2/1251 чиновников соответственно.
Мухарем Индже в 2018 году баллотировался в президенты от «Народно-республиканской партии» и набрал 30,64 процента голосов. После этого поражения покинул НРП, подверг критике её руководство и создал собственную партию. Ни одна из турецких политических сил пока не объявила о поддержке его кандидатуры. Сам Индже заявил, что поддержит Кылычдароглу во втором туре выборов, если тот останется в паре с Эрдоганом. Потенциально этот кандидат может рассчитывать на 7-12 процентов голосов избирателей.
Синан Оган – бывший депутат от «Националистической партии» выдвинут на президентский пост коалицией правого толка под названием «Отец (основатель)» – последователи Мустафы Кемаля Ататюрка.
В её составе: «Партия победы» (Умит Оздаг, 25 535 членов), «Партия Единой Турции» (Мехмет Саглам, 1309 членов), «Национальная Партия» (Нешет Доган, 2625 членов), «Партия справедливости» (Ведждет Оз, 6089 членов) и «Правильная партия» (Рифат Сердароглу, 1544 члена). Последняя после выдвижения Синана Огана в качестве кандидата на президентский пост вышла из коалиции, так как сочла это помощью «Республиканскому альянсу». Идеологическая основа поименованных партий: кемализм, парламентаризм, турецкий национализм, евроскептицизм.
Общая партийная численность коалиции «Отец» составляет 37,1 тысячи человек. Её показатели по результатам предыдущих выборов совокупно не превышают 1,5 процентов. Административного ресурса практически не имеет.
В итоге сложился расклад, при котором пропрезидентский блок выступает единым фронтом с опорой на традиционные религиозные и националистические ценности, а также акцентом на региональное лидерство и самостоятельность. Оппозиционные ему силы несмотря на то, что в целом они базируются на кемалистской, светской проевропейской платформе, разошлись на три лагеря. Это де-факто исключает победу любого из них в первом туре, так как все они рассчитывают на один и тот же электорат – приверженцев учения основателя Турецкой Республики Ататюрка.
О возможных выборных сценариях и развитии событий в Турции мы поговорим в наших следующих публикациях, после 31 марта 2023 года, когда официально будут объявлены кандидаты на президентский пост.