Аналитика, В мире
АналитикаВ мире
14 минут
ВКонтакте Одноклассники Telegram

Высокая военно-политическая напряженность в мире сохраняется, как и тенденция к дальнейшему её обострению как на глобальном, так и на региональном уровне. США реализуют стратегию сдерживания России и Китая пытаясь сохранить своё доминирующее положение в мире и не допустить многополярности.

Краткий обзор военно-политической обстановки в мире в марте 2023 года pxhere.com

РОССИЯ-КИТАЙ

Визит председателя Китая Си Цзиньпина в Москву ознаменовал серьёзные предпосылки к смещению центра мировой политики на Восток или, как минимум, образованию нового полюса силы. Тем временем ряд государств Азии, Африки и Южной Америки отказались вводить по указке США санкции против России. Это ярко показал московский саммит.

Дружеская встреча Владимира Путина и Си Цзиньпина взбудоражила Запад, для которого опасность заключается в расширении российско-китайского партнёрства. В этой связке Китай обладает высоким промышленным потенциалом, а Россия – энергоресурсами, необходимыми для его функционирования. Кроме того, обе страны находятся в схожем геополитическом положении. «Вашингтонский обком» настойчиво перекрывает России выход в Европу через Балто-Черноморский коридор, а Китаю — путь в Мировой океан через цепь островов от Курил до японского Хоккайдо и далее через Филиппины и Тайвань до Индонезии. Однако тут всплывают территориальные претензии Токио на российские Курилы, и неспроста одновременно с приездом председателя Китая в Москву премьер Японии отправился в Киев.

БЕЛОРУССИЯ

Европейские партнёры США не оставляют попытки дестабилизировать обстановку в Белоруссии через управляемую ими оппозицию. Не последнюю роль в этом играет конфликт на Украине, который вносит серьезные коррективы как во внутреннюю, так и во внешнюю политику Минска, выстраивающего баланс между невмешательством в СВО и необходимостью адекватно реагировать на агрессивные проявления со стороны соседних государств. Известно, что белорусская оппозиция предпринимает попытки спровоцировать госпереворот в Белоруссии с использованием экстремистских и террористических методов. Там созданы подпольные «партизанские» ячейки и разработан некий план «Победа» по подрывной деятельности внутри страны.

УКРАИНА

Существенных позиционных изменений в ходе СВО на Украине не произошло. Подавление сопротивления укронацистов на линии соприкосновения идёт планомерно. Основной акцент российское командование делает на максимально возможной минимизации потерь среди привлечёных к операции военнослужащих и добровольцев.

Темпы уничтожения российской армией импортных вооружений ВСУ и неприкрытое расхищение киевским режимом финансовых траншей вынуждают США давить даже на бедные страны, заставляя их предоставлять Украине оружие и деньги. На сегодняшний день число стран, оказывающих Украине финансовую, гуманитарную и военную помощь приближается к шестидесяти. Среди них есть и те, кто под давлением Вашингтона, либо руководствуясь потенциальными собственными выгодами тайно снабжают ВСУ, пытаясь остаться в стороне от дипломатических проблем.

Непосредственно на поле боя нарастает вероятность провоцирования прямых столкновений между подразделениями ВС России и стран НАТО, военнослужащие из которых воюют на стороне ВСУ под видом наёмников либо под прикрытием западных ЧВК. Но при этом ни Брюссель, ни Вашингтон, предоставляющие Украине финансы и вооружение, не признают себя стороной конфликта, опасаясь точки невозврата, при которой Россия может поставить под сомнение существование как самой Европы, так и отдельных её кураторов. И тем не менее, в последнее время в западных политических кругах всё чаще обсуждается возможность прямого вступления в конфликт в случае провала обещанного ВСУ весеннего контрнаступления и угрозы раздела Украины.

США

Вашингтон в целом удовлетворен выгодным ему затягиванием военного противостояния на Украине. Хуже у них дело обстоит на Ближнем и Среднем Востоке. После провальных попыток «цветных» переворотов осенью в Иране, а весной в Израиле американцы способны перейти к масштабным провокациям в этих странах с использованием религиозного фактора и последующим обвинением во всех грехах Тегерана. Уже видны очертания сценария вовлечения иранской оппозиции в борьбу за власть в Иране при поддержке Европы. Последнюю соблазняют тем, что смена власти в Тегеране откроет «неисчерпаемый» источник углеводородов, который решит проблему энергозависимости от России.

Однако, многое в действиях англосаксов зависит от их внутренних векторов силы. Не случайно на фоне ближневосточных событий оба экс-лидера – британский Джонсон, и американский Трамп — оказались в эпицентре крупных скандалов, угрожающих им закатом политической карьеры. Складывается устойчивое впечатление, что происходящее в двух политически родственных странах управляется из единого центра, где настойчиво блокируют любые перспективы мирного урегулирования и настаивают на неизбежности большой войны. Вступление в эту «игру» китайско-российского альянса неизбежно отразится на мировом балансе сил и переведёт ситуацию на глобальный уровень.

ИРАН

Шансы на дипломатическое урегулирование противостояния между Ираном и Израилем невелики. Сообщение об обогащении Ираном урана до высокого уровня вызвало замешательство в ЕС, где требуют сурово наказать Иран. США же по ряду причин не готовы вернуться к ядерной сделке на условиях полного снятия санкций в обмен на заморозку программы. Иран же не приемлет иных условий. Устойчивость международной коалиции по изоляции Ирана всё больше вызывает сомнения, а следовательно, у Израиля не остается иных вариантов, кроме силовых. Но их он не может применить без прямой военной поддержки со стороны Вашингтона, где, судя по всему, окончательное решение по существу вопроса ещё не принято. На это влияют не только новые риски от ядерного Ирана, но и новые риски от войны с ним, а также внутриполитическая ситуация в США накануне предвыборной кампании, и перспективы развития конфликта на Украине.

Ирано-израильские переговоры, стартовавшие, по некоторым сведениям, в Гонконге перешли во второй тур, который должен пройти в Шанхае. Сам факт организации при посредничестве России и Китая таких контактов, как минимум, отодвигает потенциальный военный кризис на Ближнем и Среднем Востоке. Если же этот конфликт удастся урегулировать, то Китай и Россия, по сути, заменят США в статусе гарантов безопасности, что станет ещё одним шагом к изменению не только региональной, но и глобальной расстановки сил.

ЮЖНЫЙ КАВКАЗ

Ситуация на Южном Кавказе близка к взрывоопасной. Это обусловлено блокадой Нагорного Карабаха (Арцах) со стороны Азербайджана и напряжённостью на границе с Арменией. Одновременно нарастает конфронтация между Баку и Тегераном, к которой косвенно причастны США, Турция и Израиль, рассматривающие Азербайджан в качестве плацдарма для вероятного удара по Ирану. По стечению обстоятельств сжимающееся вокруг Ирана кольцо ослабло, отодвинув, но не устранив угрозу гибридной операции против него. В частности: разрушительное землетрясение и предстоящие выборы в Турции отложили, но не изменили приоритеты турецких властей; ирано-саудовское «потепление» позволило Тегерану перегруппировать ресурсы на другие направления; внутриполитический кризис заставил Израиль ограничить на краткосрочную перспективу амбиции по части заявленных действий против Ирана.

АЗЕРБАЙДЖАН

Азербайджанским элитам, тесно связанными с Лондоном и транснациональными центрами, не оставляют выбора, требуя дальнейшего повышения градуса конфронтации с Москвой. Для обострения противоречий может быть использован любой инцидент с вовлечением в него российских миротворцев на азербайджано-армянской границе, недовольство которыми подогревается определенными кругами с обеих сторон. Здесь важно то, что интересы Запада и Азербайджана совпадают не только на армянском и украинском направлениях. В случае расчленения Ирана Баку мечтает заполучить Южный Азербайджан, что значительно увеличит не только территорию, но и запасы природных ресурсов. Учитывая, что США почти открыто поддерживают эти амбиции, шансы избежать серьезной войны малы. Вопрос лишь в сроках, когда будут развязаны боевые действия в Карабахе, а также на границах с Арменией и Ираном: до или после выборов в Турции, когда у главного союзника Баку не будет внутриполитических проблем. В этом случае российское руководство, с учётом присутствия на закавказском театре миротворческих сил, пограничников и военной базы, окажется перед весьма сложным выбором.

ТУРЦИЯ

Участники состоявшегося в Анкаре саммита Организации тюркских государств, помимо обсуждения вопросов оказания помощи Турции в ликвидации последствий землетрясений, поддержали Эрдогана в преддверии назначенных на 14 мая 2023 года президентских выборов. Ясно, что основная борьба развернется между нынешним президентом и кандидатом от объединенной оппозиции Кылычдароглу. Но Эрдоган будет бороться не столько за симпатии избирателей, сколько с Западом, который в любом случае вмешается в предвыборную гонку, так как другого шанса у американцев с европейцами нет. Претензии Запада к Эрдогану весьма обширны. Значительная их часть имеет прямое отношение к сотрудничеству с Россией. Что же касается основного соперника Эрдогана, то он уже объявил, что в случае избрания напомнит России о членстве Турции в НАТО, не будет препятствовать расширению Альянса и возобновит переговоры по вступлению в ЕС. Кстати, Эрдоган уже дал «добро» Финляндии в надежде, что Запад не вмешается в предвыборный процесс. Однако последний вряд ли «поведется» на условия турецкого лидера и, скорее всего, использует опробованные технологии «цветных революций», чтобы расшатать страну изнутри вплоть до гражданской войны, в случае если турецкий лидер попытается возразить. В ответ Эрдоган может пойти на арест лидеров оппозиции и подавление возможных выступлений, как это имело место в 2016 году.

ГРУЗИЯ

Внутриполитическая обстановка в Грузии сложная. Власть предпринимает попытки свести к минимуму влияние внешних сил на происходящие процессы, осуществляемое через многочисленные аккредитованные в стране неправительственные и международные организации. Стремясь открыть «второй фронт» против России, США и его сателлиты активно раскручивают грузинский «майдан», целью которого является осложнение отношений Тбилиси с Москвой и возобновление боевых действий в Абхазии и Южной Осетии. На проходивших митингах замечены наёмники ВСУ, прибывшие поддержать агрессивную толпу. Запад раздражён нейтрально-сдержанной позицией грузинских властей и отказом Тбилиси присоединиться к антироссийским санкциям, противоречащим её экономическим интересам. Нынешняя власть Грузии давно не устраивает Вашингтон, неоднократно выражавший своё отношение к Грузии, в которой в октябре 2024 года пройдут парламентские и президентские выборы. Сам факт форсирования американцами «цветной революции» для свержения правительства давно присягнувшей ему на верность страны свидетельствует об их стремлении ускорить дезинтеграционные процессы на Кавказе.

СРЕДНЯЯ АЗИЯ

США стремятся лишить Россию поддержки Арабских стран, Индии, Китая и Турции. Отсутствие успехов американской политики на этом направлении вынуждает Вашингтон искать решение в Средней Азии. Госсекретарь США Блинкен посетил Астану, где принял участие в саммите стран Центральной Азии. В ходе контактов он «накачивал» коллег идеями об «агрессивной России», пробовал заманить их общими экономическими интересами, безопасностью, стратегическим партнерством и даже демократией, но вновь не нашёл понимания.

АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН

Спешное урегулирование отношений между Южной Кореей и Японией, а также визит южнокорейского президента в Токио дают основания полагать, что США взяли курс на расширение военного объединения AUKUS (Австралия, Великобритания, США) за счёт включения стран-сателлитов, прежде всего, Японии и Южной Кореи. Хотя Сеул и Токио давно включены в региональную стратегию Вашингтона, между ними отсутствуют союзнические соглашения военно-политического характера. Расширение формата блока до AUKUS+ не может не вызывать серьезную озабоченность у Китая, КНДР и России.

АФРИКА

По итогам состоявшейся в Москве международной конференции с участием представителей более чем 40 африканских стран стало очевидно, что ни одна из них не вошла в антироссийскую коалицию, выразив готовность к сотрудничеству с Россией. У африканских лидеров иной взгляд на своё будущее — во внешней политике они отдают приоритет собственным национальным интересам в областях безопасности, экономики и энергетики.

ЕВРОСОЮЗ

Санкции против России подорвали европейское благополучие, расширяется география протестных акций – от Греции до Великобритании. Евростатистика подтверждает, что почти половина жителей ЕС столкнулась со снижением уровня жизни, а соответственно негативные уличные процессы будут только нарастать. Только в марте 2023 года число демонстрантов в европейских странах достигло четырех миллионов человек, что превышает этот показатель за весь 2022 год.

В итоге можно констатировать, что Китай, Россия и их союзники пошагово трансформируют мироустройство в сторону многополярности и более взвешенной системы международных отношений. Важным итогом первого квартала 2023 года можно считать изменения на Ближнем Востоке вследствие потепления отношений между Ираном и Саудовской Аравией и постепенного выхода из изоляции Сирии.

Западный альянс не теряет надежд на успешное весеннее контрнаступление ВСУ. Вашингтон поэтапно реализует планы постепенного втягивания Южного Кавказа в проект Большого Ближнего Востока, в рамках которого США в союзе с Израилем готовят Азербайджан к войне против Ирана. Западные антиазербайджанские заявления в этом контексте не более чем попытка скрыть реальные планы в Закавказье.

В случае победы на выборах в Турции оппозиционного кандидата внешнеполитический курс страны, в том числе на российском направлении, претерпит существенные изменения. Решающим фактором в выборах могут стать курдские голоса. Маловероятно, что в случае смены власти в Анкаре турки будут проводить политику нормализации турецко-армянских отношений в отрыве от тюркоязычных государств, разделяющих их пантюркистские планы.

Не исключено, что в Грузии готовится ещё одна «цветная революция», чтобы привести к власти политическую партию, которая будет беспрекословно выполнять указания извне. Главная цель — запуск второго фронта против России на Южном Кавказе.