Аналитика, Политика
АналитикаПолитика
4 минуты
ВКонтакте Одноклассники Telegram

продолжение

Россия-Турция: возрождение диалога Бизнес код

В предыдущей статье «Россия-Турция: эпоха противоборства » автор рассматривал период с начала 18 века и до революции в России.

Турция стала республикой 29 октября 1923 года, первым президентом которой стал Мустафа Кемаль. Халифат был 3 марта 1924 года упразднен, а Османская династия изгнана из Турции. На развалинах империи возникло светское государство. Ленин симпатизировал происходящему в Турции. Он помогал турецким революционерам, посылая столь необходимую военную помощь, хотя это также соответствовало и российским интересам. Ещё до основания Турецкой Республики Москва признала Анкару столицей несмотря на то, что правительство султана в Константинополе оставалось нетронутым. Офицеры Красной Армии, в том числе Семен Аралов и будущий Маршал Советского Союза Климент Ворошилов прибыли в Турцию в качестве советников Мустафы Кемаля и его штаба. Ататюрк никогда не забывал об этом.

Комитеты двух стран обменивались визитами. Советское посольство в Анкаре открыто 4 октября 1920 года. Мустафа Кемаль в ходе контактов поддерживал письменное общение как с Лениным, так и с Иосифом Сталиным (который тогда занимал пост политкомиссара по делам восточных народов). Иосиф Сталин, как сторонник советско-турецкой дружбы, выступал посредником между Турцией и Арменией. После длительных семимесячных переговоров (из-за определенных разногласий относительно армянской границы) 16 марта 1921 года было подписано «Соглашение о дружбе и братстве между Турцией и Советской Россией», более известное как «Московский договор». В рамках этого договора отношения между Турцией и СССР последовательно развивались, поскольку две страны совместно работали над различными проектами. На протяжении 1920-х годов Турция сосредотачивала усилия на внутренних реформах, которые превратили бы страну в по-настоящему современное государство. В рамках помощи Турции Советский Союз принял сто турецких студентов в Российскую академию наук и курировал создание многочисленных заводов и железных дорог по всей Турции.

Когда собралась Лига Наций, Анкара попыталась решить территориальные вопросы в отношении Мосула и Хатая, но безуспешно. Сразу после неблагоприятного для исхода переговоров Турция 26 января 1925 года в качестве контрдипломатии подписала пакт о ненападении с СССР.

После вторжения Италии в Абиссинию (Эфиопию) в 1935 году, Турция обратилась к Лиге Наций и странам, подписавшим Лозаннский мирный договор, с призывом пересмотреть последний в соответствии с геополитической реальностью того времени. Турция также предложила ремилитаризировать (Черноморские) проливы, распустить Комиссию по проливам и ввести ограничения на количество и размеры следующих ими военных судов.

Конференция в Монтрё 22 июня 1936 года приняла предложения Турции, предоставив ей полный контроль над проливами. Хотя Советский Союз и подписал Конвенцию Монтрё, тем не менее оставались разногласия, которые обсуждались с российской делегацией как в процессе, так и после подписания Конвенции. К ним относятся масштабы ограничений, налагаемых на проход военных судов, и степень суверенитета Турции в вопросах милитаризации и управления проливами. Министр иностранных дел Турции Сукру Сараджоглу был приглашен на переговоры в Москву. СССР потребовал совместного управления проливами и гарантий того, что нечерноморские военные суда не будут допущены к проходу через проливы. Анкара отказалась от этих требований.

Продолжение следует….