Япония активно продвигается по пути конфронтации с Китаем. Главный попутчик управляет из Вашингтона
Япония полна решимости встраиваться в новый миропорядок и наращивать влияние в Индо-Тихоокеанском регионе. Её отношения с Китаем всегда оставались напряженными – так сложилось исторически. Не стоит ожидать, что Токио не воспользуется любого рода ослаблением Пекина. Единственной преградой является невозможность реализовать свои планы в одиночку, а значит нужны союзники и главный их них – США. Возникновение же американоцентричных объединений в этом регионе делает его более взрывоопасным, в том числе для России.
Япония посредством форматов типа «Четырехсторонний диалог по вопросам безопасности» с США, Австралией и Индией и «Договор о взаимном сотрудничестве и гарантиях» с США встала на путь расширения партнерства с противниками Поднебесной. Сегодня в Токио уже не исключают сотрудничество в областях гиперзвука и кибербезопасности с AUKUS.
Здесь заслуживает внимания ещё одна деталь. Видимо неспроста в «Белой книге обороны Японии» за 2022 год практически вдвое увеличено количество страниц, посвященных Тайваню. В тексте стали фигурировать тезисы о ключевой роли последнего для безопасности Японии, а также вероятном вторжении Китая на Тайвань в 2027 году, которое может начаться с аннексии японских островов Сенкаку (Восточно-Китайское море), так как Пекин их считает своими. Кстати, в этом японском документе в качестве основной угрозы рассматривается и сближение Китая с Россией.
Вероятно, используя подобные тезисы Токио начал процесс обоснования необходимости сближения с Тайбэем, который невозможен без участия Вашингтона. Возникновение же такой трехсторонней структуры под управлением США представляет потенциальную опасность.
Тайвань важен американцам и не только с точки зрения давления на Пекин. США немало инвестировали в тайваньский электронный гигант TSMC, выпускающий высокотехнологичные микрочипы. Сейчас он производит около 60 процентов мировых потребностей в 28-65 нанометровых микросхемах для бытовой и автомобильной техники. А в области производства высокотехнологичных 3-10 нанометровых чипов его доля на рынке достигает 90 процентов. Для сравнения, в России освоен выпуск лишь 65 нанометровых процессоров, которые использовали Intel и AMD лет двадцать назад.
В военном плане для Тайбэя Вашингтон, несомненно, весьма выгодный союзник. Закон США об отношениях с Тайванем от 1979 года устанавливает обязательства по предоставлению острову оборонительных средств и услуг при возникновении внешних угроз безопасности социальной или экономической системам, характер и объемы которых определяют Президент и Конгресс США. Проблема лишь в том, что в случае обострения отношений между Тайванем и Китаем Вашингтону будет сложно без помощи Японии своевременно вмешаться в происходящие процессы. Главная причина недостаточное военное присутствие на самом острове и в непосредственной близости от него.
Чтобы американские военные могли поддержать Тайвань им необходимо оперативно задействовать для проведения операций ближайшие авиабазы. Кроме того, в случае конфликта необходимо предотвратить превосходство в воздухе китайских военно-воздушных сил. Для этого требуется эффективная система противовоздушной и противоракетной обороны, которая должна обеспечить защиту стратегических объектов инфраструктуры и пунктов управления. И Японии в решении этой задачи отводится далеко не последнее место. Речь идёт о милитаризации удаленных островов Нансей, где Япония намерена нарастить возможности подразделений противоракетной и радиоэлектронной борьбы, а также создать базы хранения топлива и боеприпасов. Кстати, Силы самообороны Японии по состоянию на 2022 год насчитывали 247 тысяч человек.
Подобный трехсторонний альянс США рассматривают как будущий фундамент противоборства с Китаем. Американский контингент на Японских островах составляет до 90 тысяч военнослужащих и специалистов, которые обслуживают более 80 объектов ВС США, в том числе восемь крупных баз на островах Хонсю, Кюсю и Окинаве. Ближайшие к Тайваню базы Кадена и Футенма находятся в 400 милях от Тайбэя на острове Окинава, где предполагается создание новых объектов противоракетной обороны. Центр управления контингентом США расположен в городе Йокосука. Там же дислоцируется база седьмого американского флота.
Вашингтону это кажется явно недостаточным. Особо не оглядываясь на союзников, он намерен наращивать военное присутствие и в других странах региона. Параллельно США ведут переговоры с Филиппинами, чтобы получить доступ ещё к четырём военным базам. Соглашение о расширенном оборонном сотрудничестве от 2014 года позволяет американцам создавать и эксплуатировать объекты на филиппинских базах для своих военных, но пока не допускает создание постоянных баз. Этот документ не одобряет филиппинская общественность и он остается объектом критики, но Маниле, особенно после создания AUKUS, всё сложнее противостоять нарастающему давлению.
В декабре 2021 года бывший премьер-министр Японии Синдзо Абэ утверждал, что обострение ситуации на Тайване эквивалентно непредвиденным обстоятельствам для его страны. То же подтвердил и его преемник Фумио Кисида на встрече с Джозефом Байденом в Вашингтоне 13 января 2023 года. Сдерживание Китая является важным направлением внешней политики Токио и фундаментом укрепления статуса Японии в регионе. Если США и их сателлиты втянут Пекин и Тайбэй в конфликт, это даст Японии повод форсировать милитаризацию. Уже сейчас японцы изучают возможность приобретения американских и производства собственных крылатых ракет. На очереди разработка баллистических ракет большой дальности.
Обретение Японией достаточного военного потенциала неизбежно повлечёт ужесточение требования к России вернуть спорные территории, которое с подачи заокеанских партнеров постепенно перейдёт к угрозам. Это, в свою очередь, вынудит Москву наращивать дальневосточную группировку Вооруженных сил, либо рассматривать возможность применения к Японии ранее опробованных американцами эффективных «воспитательных» мер.