Аналитика, Политика
АналитикаПолитика
6 минут
ВКонтакте Одноклассники Telegram

Саммит G-7, посвященный мировой экономике (антироссийским санкциям), отношениям с Китаем и вопросам ядерного разоружения, как бы цинично это не звучало в устах американцев, прошел с 19 по 21 мая 2023 года в японской Хиросиме. Именно на этот город 6 августа 1945 года США сбросили первую атомную бомбу

Япония: Невыученные уроки истории pxhere.com

На встречу глав государств «семерки» были приглашены лидеры американских сателлитов Австралии и Южной Кореи, а также названных нейтральными Бразилии, Вьетнама, Индии, Индонезии и Коморских островов. Последним была адресована демонстрация силы и решимости Запада противостоять росту влияния Китая и России.

Меры по минимизации ядерной угрозы со стороны Пхеньяна президент США Джо Байден обсуждал с премьер-министром Японии Фумио Кисида и президентом Южной Кореи Юн Сок Ёль. На встрече с японским премьером он заявил о готовности Вашингтона защищать Токио всеми средствами, включая ядерное оружие. Подобное заявление в период геополитической трансформации требует особого внимания. Какую цель преследовал американский лидер? Существует ли настолько весомые предпосылки, которые оправдала бы «крайние меры»?

Прямая угроза безопасности Японии де-факто отсутствует. Диалог по спорным территориям «заморожен» в силу наличия у страны восходящего солнца иных актуальных задач. Хотя, Токио, отталкиваясь от имперского прошлого, требует от Москвы вернуть острова Южнокурильской гряды (архипелаг Хабомаи, остров Шикотан, остров Кунашир и остров Итуруп). Претендует на принадлежащую Южной Корее группу островов Лианкур, что негативно отражается на отношениях двух союзников США. Потенциально взрывоопасной выглядит ситуация вокруг оспариваемых Пекином островов Дяоюйдао. От практических шагов в этом направлении Поднебесную сдерживает Тайвань, поставивший под сомнение принцип «Одного Китая».

Заявление Байдена в контексте упомянутых проблем Японии имеет скорее наступательный, чем оборонительный характер, так как необходимость в радикальных способах обеспечения суверенитета этой страны отсутствует. Обоснованность же применения США оружия массового поражения для защиты другого государства, как и легитимность подобных высказываний, вызывает много вопросов.

Правовая основа отношений США и Японии базируется на «Договоре о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности», подписанном в Вашингтоне 19 января 1960 года. Вопреки декларируемым, его реальными целями являлись сдерживание коммунизма и недопущение роста военно-политического влияния Советского союза и Китая в Азиатско-тихоокеанском регионе (АТР). В то время процесс разработки, подписания и ратификации документа сопровождался беспрецедентными протестами японской общественности. Он подрывал независимость страны, превращал формат сотрудничества Японии и США в полноценный военный союз, а следовательно, повышал вероятность вовлечения её в вооруженный конфликт.

Президент США де-юре одним высказыванием «убил двух зайцев» — нарушил договор с Японией и Устав ООН. Так, в тексте Договора существует положение о том, что «стороны обязуются разрешать международные споры мирным путём, воздерживаясь от угрозы силой или использования силы против каких-либо государств, и строго следовать положениям Устава ООН» В статье 2.4 Устава ООН прописано, что «Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или её применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций».

Глава «Белого дома», безусловно, вправе самостоятельно принять решение на применение ядерного оружия. Но, учитывая масштабы возможных последствий, даже угроза его использования в отношении другого государства может быть приравнена к прямому объявлению войны. Согласно Конституции США, такие полномочия имеет только Конгресс. По сему, правомочность высказываний Байдена вызывает сомнения, если не сказать большего.

Опасения японской оппозиции, организовавшей 73 года назад массовые протесты, оправдались. Вашингтон вновь втягивает Токио в противостояние с Китаем и его стратегическим партнером Россией. В реализации очередного «проекта войны» ставка делается на сложной истории сосуществования двух восточных народов, в которой негативных поводов более чем достаточно. Только за последнее столетие – интервенция в Маньчжурии в 1931 году и военные преступления в период с 1937 по 1945 год, когда под лозунгом «трёх всё» (убить всё, сжечь всё, ограбить всё) японцы, по официальным данным, уничтожили в Китае около 20 миллионов мирных жителей.

Угроза милитаризации Японии существует реально. Это подтверждает принятая в 2022 году новая «Стратегия национальной безопасности». Она предполагает доведение к 2027 году доли военных расходов до двух процентов от ВВП. В интересах финансирования оборонных статей Токио планирует повысить корпоративные, подоходные и табачные налоги. Не стоит забывать и о том, что Япония входит в «Четырехсторонний диалог по безопасности», направленный, как и AUKUS, на сдерживание Китая. В обеих структурах главенствующую роль занимают США. Если лидер и цели совпадают, не за горами их слияние в единый блок, агрессивная направленность которого сомнений не вызовет.

Ключевые события сегодня развиваются вокруг Тайваньского пролива. Их основной бенефициар Вашингтон активно сколачивает военные альянсы в регионе, провоцируя дестабилизацию обстановки. Чтобы завуалировать усилия США по наращиванию военного потенциала в АТР на прошедшее мероприятие подтянули президента Украины Зеленского. Сконцентрировав на нём внимание, западники пытались убедить нейтральные страны в необходимости объединить усилия против Москвы и помогать Киеву продолжать боевые действия. Однако, принять Украину в НАТО не обещали и подтвердили решимость следовать силовому сценарию, а не мирным переговорам.

Остаются два вопроса. Понимают ли мудрые японцы к какому итогу их приведут «добрые» партнеры? Насколько хорошо и какую историю они изучали?