Одним из последствий специальной военной операции России на Украине стал всплеск спроса в Европе на вооружения, военную технику и боеприпасы. Польша – одна из нескольких центральноевропейских стран в сфере военной промышленности, в которой наблюдается существенное увеличение объёма заказов.
Варшава с февраля 2022 года была в числе ведущих поставщиков основных вооружений на Украину в связи с тем, что у нее имелись значительные запасы техники советских времен. В первые месяцы войны Киев полагался именно на них. Вероятнее всего, спрос и в дальнейшем останется высоким, так как Европа обязалась нарастить военные расходы, опасаясь мнимой угрозы со стороны России. Несомненно, Польша постарается не упустить возможность реализовать давние цели по модернизации своих вооруженных сил, развитию промышленности, выходу на новые рынки и приложит максимум усилий для возрождения Речи Посполитой.
Государства – члены Организации Варшавского договора во времена холодной войны имели крупную отечественную оружейную промышленность для производства техники советской разработки в интересах союзных сил. После распада СССР занятость в ВПК в Польше сократилась на 76 процентов, тем не менее руководство страны приняло принципиальное решение сохранить производственную базу, в дальнейшем это имело стратегическое значение. В 1990-х и 2000-х годах были попытки возрождения отрасли, но успехом не увенчались. После вступления в НАТО, в силу потребности альянса в вооружении, появились новые перспективы.
Правительство пыталось договориться, чтобы польским компаниям была предоставлена роль в производстве и обслуживании оборудования альянса, но в целом промышленность страны так и осталась маргиналом на мировой арене, продолжая производить технику советских образцов в ограниченном количестве.
Последняя программа модернизации вооруженных сил была запущена в 2020 году в рамках обновлённой стратегии национальной безопасности, в ответ на призрачные угрозы со стороны России, но, по существу, это очередная попытка вдохнуть жизнь в ВПК.
По оценкам экспертов, в 2020 году около 60 процентов бюджета страны, отведенных на военные закупки, были потрачены на модернизацию промышленности. Стартовавшая в феврале 2022 года СВО придала новый импульс, и через месяц правительство приняло закон об обороне, чтобы реорганизовать свою политику в этой сфере и увеличить военные расходы до 3 процентов от валового внутреннего продукта (ВВП) в 2023 году. В январе 2023 года премьер-министр Матеуш Моравецкий объявил, что ход войны на Украине означает, что Польше необходимо «вооружаться еще быстрее», и повысил целевой показатель военных расходов до 4 процентов ВВП. Ключевые «ополизированные» сделки по закупкам с начала войны. В 2022 году оценочная доля польских военных расходов на закупки подскочила с 20,4 до 35,9 процентов, в основном из-за ряда новых двусторонних сделок по закупке оружия.
Государственная группа по производству вооружений Polska Grupa Zbrojeniowa (PGZ), крупнейший игрок польской военной промышленности после программы консолидации в 2014 году, стала основным бенефициаром требований полонизации, встроенных в эти сделки. В марте 2022 года Польша выбрала британскую компанию Babcock в качестве партнера поддержки консорциума во главе с PGZ для поставки новых фрегатов военно-морских сил. Корабли будут построены в Польше, и Babcock предоставит проектные спецификации и передаст технологии.
Также был подписан контракт с Korea Aerospace Industries на поставку легких штурмовиков FA-50, которые заменят польские МиГ-29 и Су-22 советской разработки. Сумма сделки составляет 3 миллиарда долларов, она включает в себя создание сервисного центра для новых самолетов, которые будут эксплуатироваться PGZ. В ноябре был подписан еще один контракт на 5,7 миллиардов долларов на поставку южнокорейских основных боевых танков К2 и самоходных гаубиц К9 для вооружённых сил. Некоторые из них должны поступать из существующих запасов, а другие производиться южнокорейско-польскими объединениями. Параллельно PGZ подписала соглашение с BAE Systems на поставку ремонтно-эвакуационных автомобилей M88 и бронированных многоцелевых машин. В феврале 2023 года правительство Польши разместило заказ у дочерней компании PGZ Huta Stalowa Wola на 1400 БМП Borsuk.
Borsuk — это новая модель, разработанная для замены советских БМП-1, которая будет производиться в Польше на базе корейского шасси. В марте южнокорейский производитель Hyundai Rotem подписал соглашение о взаимодействии с PGZ для производства K2. Дочерние компании PGZ также будут сотрудничать с южнокорейской Hanwha Group в создании K9 и реактивных систем залпового огня K239 Chunmoo, которые должны быть интегрированы с изделиями польской оборонки. Вместе с тем Варшава выразила заинтересованность в присоединении к южнокорейской программе боевых самолетов KF-21 Boramae поколения 4,5.
Нет никаких сомнений в том, что конфликт на Украине оказал влияние на военную промышленность всей Европы. В то время как для Польши помощь Украине является вопросом национальной и региональной безопасности, война также стала катализатором шагов по обновлению и модернизации. Варшава видит беспрецедентную возможность наконец реализовать свои амбиции и стать более значимым игроком в мировой оружейной индустрии. После окончания холодной войны государство пытается по политическим и коммерческим причинам дистанцировать свою военную промышленность от советского наследия. Проводимые программы модернизации и инвестирования не соответствовали амбициям. Хотя Польша по-прежнему является крупным импортером основных вооружений, ее подход заключался в том, чтобы сбалансировать готовый импорт для удовлетворения неотложных потребностей и развития внутренних производственных мощностей в долгосрочной перспективе.
Модернизация и полонизация в настоящее время идут полным ходом: контракты с крупными иностранными компаниями положительно влияют на привлекательность оружейной промышленности, создавая цикл самоусиления. ВПК имеет широкий потенциал развития на ближайшие несколько лет. Однако основывать амбициозные долгосрочные планы инвестиций и модернизации, опираясь в основном на внешние события, – это авантюра. Помешать реализации планов может множество факторов, например, изменения приоритетов государственных расходов или новая европейская политика в отношении интеграции военной промышленности. Если что-то подобное произойдет, поставленные цели не будут достигнуты.