
3 сентября (22 августа) 1894 года в селе Аджикенд, расположенном недалеко от армянского города Гандзак, родился мальчик по имени Ованес. Его отец работал дорожным техником, но рано ушел из жизни. Мать Ованеса, эстонка по происхождению Ида Лауэр, вместе с братом воспитывала мальчика, который стал гордостью советского народа. Чтобы лучше вписаться в российское общество, его отец изменил фамилию и имя на Иван Исаков.
Летом 1913 года, юноша отправился в Санкт-Петербург, где поступил в Петербургский технологический институт, хотя мечтал о морской карьере.
С началом Первой мировой войны в 1914 году появилась возможность осуществить мечту: были организованы Отдельные гардемаринские классы, остро нуждавшиеся в новых выпускниках. Ованес подал документы и успешно сдал экзамены.
Скоро Иван Исаков получил назначение ревизора на новом эсминце «Изяслав». В это время он уже проявил свои лидерские качества. Во время Октябрьской революции некоторые царские офицеры дезертировали с корабля, но команда «Изяслава» выбрала мичмана Исакова своим старшим офицером – это свидетельствовало о высоком доверии к его командирским и человеческим качествам.
Иван Исаков участвовал в знаменитом «Ледовом походе» Балтийского флота, когда удалось провести более 250 кораблей сквозь льды из Гельсингфорса. Эсминец «Изяслав» вернулся с ценным грузом, который был спасён для страны, что ещё раз подтвердило важность его службы.
ЗАСЛУГИ И НАГРАДЫ
В 1932-1933 годах Иван Исаков занимал должность старшего преподавателя кафедры стратегии и оперативного искусства Военно-морской академии. За этот год он разработал два увлекательных курса лекций: «Десантная операция» и «Операция подводных лодок». Второй курс был создан в сотрудничестве с коллегами Александровым и Белли, и вместе они превратили его в первый том своего масштабного научного труда.
В августе 1933 года Исаков возглавил ЭОН-2 (Эскадру Оперативного Наставления) и за безупречное выполнение поставленных задач в 1934 году был награждён орденом Красной Звезды. Вернувшись в академию, он получил новый приказ – стать начальником штаба Балтийского флота.
Однако 1937 год стал крайне сложным временем для флота – начались массовые аресты командующих. Вместо арестованных флотоводцев приходила молодёжь с талантами и амбициями. Исакова оставили на должности начальника штаба Балтийского флота, а также произвели в флагманы 2-го ранга.
В феврале 1939 года Исакова отправили в США, чтобы изучить опыт американского судостроения. По возвращении ему поручили важные переговоры с Эстонией и Латвией об аренде военно-морских баз на Балтике. Он успешно руководил переводом кораблей на новые базы, расположенные на берегах Прибалтики.
С началом зимней войны с Финляндией Исаков получил задание координировать действия флота с фронтом. Он находился на мостике эсминца «Марат», когда эскадра выходила в Бьеркезунд для обстрела финских батарей. С поставленной задачей он справился на «отлично», что принесло ему новую награду – орден Красного Знамени.

В 1940 году Военно-морская академия утвердила Ивана Исакова в учёной степени кандидата военно-морских наук и присвоила ему звание адмирала.
К началу Великой Отечественной войны Исаков уже сделал впечатляющую карьеру. Он командовал Балтийским флотом, затем стал заместителем, а позже – первым заместителем народного комиссара Военно-Морского флота СССР и начальником Главного морского штаба Военно-Морских сил СССР. На этих постах он делал всё возможное, чтобы подготовить советский флот к неизбежной войне с Германией.
ОБОРОНА ЛЕНИНГРАДА
На второй день Великой Отечественной войны адмирал Иван Исаков был направлен на Балтику для координации действий морских сил. В июле 1941 года Ставка назначила его заместителем главнокомандующего по морской части и членом Военного совета Северо-Западного направления.
Биография И.С. Исакова, выдающегося флотоводца, ученого и писателя, полна значимых событий. Одно из самых ярких связано с обороной Ленинграда. Писатель Всеволод Вишневский в своем очерке отмечает, что немцы планировали заблокировать соединения и корабли Балтийского флота, находившиеся в Таллине, Кронштадте и Ленинграде. Исаков находился в Таллине, разрабатывая планы контрударов и активно участвуя в общем плане обороны города. Его опыт и знания сыграли ключевую роль в организации защиты.
Исаков оказался на важнейших участках. Артиллерия фронта, Балтийского флота и Кронштадтских фортов круглосуточно вела огонь по немецким войскам. К 12 сентября потери врага составили 170 тысяч солдат и офицеров, не считая техники.
Исаков блестяще координировал действия армии и флота в Прибалтике и Ленинграде. Под его руководством были созданы Ладожская, Онежская, Чудская и Ильменская флотилии, а также мощная система обороны, которая предотвратила продвижение немецких войск к Ленинграду. Он также приложил усилия к строительству «Дороги жизни», которая спасла жителей города от голода. Однако в бою под Шлиссельбургом Исаков получил контузию и навсегда потерял слух на одно ухо.
Маршал Советского Союза Георгий Жуков, который в сентябре-октябре 1941 года командовал Ленинградским фронтом, вспоминал: «Исаков был одним из самых талантливых военачальников Военно-морского флота». Под его руководством были созданы шесть бригад морской пехоты, которые усилили Ленинградский фронт. Исаков быстро организовал взаимодействие между флотом и армией, создав эффективную контрбатарейную группу.
Адмирал В.Ф. Трибуц, командующий Краснознаменным Балтийским флотом, также отмечал выдающиеся способности Исакова: «Его глубокий анализ ситуации и вера в победу». Он активно использовал флот для десантных операций на Ладоге и Финском заливе и занимался организацией перевозок через Ладогу.

Сам адмирал Исаков позже вспоминал о том времени: «Меня ни на минуту не покидала мысль, что место мое на корабле, где я вместе с моими друзьями ответствен перед народом, и что в холодном Финском заливе защищаю не только Россию, но и Армению».
Во время блокады его кабинет находился в Смольном, и, несмотря на постоянные бомбежки, Исаков не покидал своего рабочего места. Его усилия по созданию «Дороги жизни» для осажденного Ленинграда трудно переоценить.
В конце октября 1941 года, когда немецкое наступление на город было остановлено, адмирал Исаков был отозван в Москву для работы в Главном морском штабе.

ТРАГЕДИЯ И МУЖЕСТВО
В Главном морском штабе адмирал Иван Исаков, как заместитель командующего и член Военного совета Закавказского фронта, координировал действия Черноморского флота, Азовской и Каспийской флотилий с операциями фронтов в битвах за Крым и Кавказ. Не раз адмиралу приходилось попадать под обстрел.
Осенью 1942 года шла ожесточенная Новороссийская операция. Немецкие войска рвались к Туапсе. 4 октября 1942 года Исаков выехал в направлении Туапсе для организации наземной операции в районе станции Хадыженской. Неожиданно вблизи Гойтхского перевала в воздухе появились фашистские бомбардировщики и сбросили бомбы на шоссе, по которому ехали военные машины. Больше всех пострадал Иван Степанович: большой осколок бомбы пробил ногу адмирала. Ранение было очень тяжелым, и только через двое суток его удалось доставить в госпиталь.
Раненого отправили в Сочи. Из-за начавшейся гангрены левую ногу пришлось ампутировать.
В мае 1943 года он на костылях вернулся в Москву, в свой кабинет, и приступил к работе в должности 1-го заместителя наркома Военно-Морского флота СССР. Пост начальника Главного морского штаба он был вынужден оставить.
Лечение оказалось долгим. К службе на флоте Иван Исаков вернулся только в 1945 году.
Шла зима первого послевоенного года. Исаков, оказавшись в инвалидном кресле, сосредоточенно работал, осмысливая опыт прошедшей войны. Как-то раз его размышления прервал телефонный звонок, в ночной тишине показавшийся особенно пронзительным. Было три часа двадцать минут. Исакова вызывал Сталин. После обмена мнениями по некоторым вопросам развития вооруженных сил страны разговор был переведен в область военно-морских проблем. И тут совершенно неожиданно Генсек спросил: «Товарищ Исаков, как вы посмотрите, если мы вновь назначим вас начальником Главного морского штаба?» – «Товарищ Сталин, – прозвучало в ответ, – у меня нет ноги. Мне трудно бывать на кораблях». Сталин нахмурился и сказал: «Лучше иметь на этом посту человека без одной ноги, но с головой, чем с двумя ногами, но без головы. Благодарить за доверие не надо. Мы вам верим!».
Последние годы Исаков часто болел, но вопреки недугам трудился самозабвенно. И хотя долгое время усталое сердце подчинялось воле адмирала, все же наступил момент, когда медицина и медикаменты оказались бессильными. Осенью 1967 года Иван Степанович скончался. Он похоронен на Новодевичьем кладбище.
За годы службы родной стране он был удостоен звания Героя Советского Союза, награжден шестью орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Ушакова I степени, орденами Отечественной войны I степени и Красной Звезды, а также орденами и медалями ряда иностранных государств.
* * *
Будучи выдающимся флотоводцем, Иван Исаков стал также крупным ученым – членом-корреспондентом Академии наук СССР, доктором военно-морских наук. Он удостоился Сталинской премии 1 степени за фундаментальное трёхтомное издание, не имеющее аналогов и поныне – «Морского атласа». В качестве ученого он внес большой вклад в науку, написав более 150 трудов по географии, истории и океанологии. Адмирал Исаков был автором более 250 увлекательных рассказов о море и отважных моряках, стал членом Союза писателей СССР. Он был главным консультантом исторических фильмов «Адмирал Ушаков», «Корабли штурмуют бастионы» и «Адмирал Нахимов». И потому закономерно, что мы воспринимаем этого уникального человека как адмирала-интеллектуала.

Арам Хачатрян, военный журналист, подполковник запаса ВС РФ
Источник: https://fondres.ru/upload/iblock/b00/016qnqiibi7111bgbkn6obrf4zq2lqui.pdf