Аналитика, В мире, СВО
АналитикаВ миреСВО Политика
17 минут
ВКонтакте Одноклассники Telegram

Украинский кризис приводит не только к территориальным изменениям, но и меняет мировой порядок. В целом сейчас наблюдается укрепление многополярного мира и в новых реалиях шансы тех стран, которые хотят урегулирования украинского конфликта, высоки. Для США же такой мир зафиксирует их поражение.

Военно-политическая обстановка в мире к августу 2023 pxhere.com

Украинский кризис приводит не только к территориальным изменениям, но и меняет мировой порядок. В целом сейчас наблюдается укрепление многополярного мира и в новых реалиях шансы тех стран, которые хотят урегулирования украинского конфликта, высоки. Для США же такой мир зафиксирует геополитическое поражение, после чего соперничество с Россией и Китаем потеряет смысл, так как Вашингтон в нём заранее обречён на проигрыш, и часть союзников от него могут отвернуться.

РОССИЯ

В условиях западных санкций Россия стремится активно сотрудничать с теми странами, которые не собираются по указке США и ЕС обрывать экономическое сотрудничество с Москвой. Страны Закавказья, а также азиатские государства, являются одними из таких направлений. В частности Россия придаёт огромное значение транспортному коридору Север — Юг, однако этому формату сотрудничества мешают напряженные отношения между Ираном и Азербайджаном. Вдобавок к этому Иран выступает против планов Азербайджана и Турции по созданию т.н. «Зангезурского коридора». И вот в такой сложной ситуации Россия намерена открыть консульство в Сюнике, что означает, что Москва вслед за Тегераном не хочет, чтобы в Закавказье доминировал турецко-азербайджанский тандем. Имеется и чисто экономический интерес — «Зангезурский коридор» идёт в обход России на Запад.

БЕЛОРУССИЯ

Гибридная война против России и Белоруссии продолжает набирать обороты. Для этого используется не только ситуация на Украине и экономические санкции, но и в том числе беглая белорусская и российская оппозиции. После начала СВО ВС РФ на Украине отношения Белоруссии с Украиной переживают глубокий кризис, главы двух государств обмениваются взаимными обвинениями, свернуто торгово-экономическое и военно-техническое сотрудничество. Вместе с тем, стороны сохраняют заинтересованность в поддержании контактов, и случае начала российско-украинских переговоров Минск хочет сохранить за собой посреднические функции. Украина же отвергает все предложения белорусской стороны, заявляя, что такой план уже существует и это – «формула мира», которую Зеленский предоставил осенью 2022 г.

УКРАИНА

Коллективный Запад почти полгода готовил против России «контрнаступление» ВСУ, сопровождаемую наращиванием поставок вооружения и масштабной информационной атакой, которое в итоге провалилось. С каждым днем появляется всё больше признаков того, что СВО РФ на Украине находится накануне перехода в новую стратегическую фазу. Москва не делает особого секрета из своих военных планов и тем самым даёт Западу понять, что пока еще готова выслушать его предложения, но только адекватные сложившейся ситуации.

Однако при этом Зеленский требует «вывода всех российских войск со всех территорий Украины», а американцы намекают на то, что «не будут сильно против начертания границ между Россией и Украиной по линии фронта. В Вашингтоне видят такое приемлемое завершение СВО, которое преподнесут, как победу администрации Байдена и оправдает многомиллиардные затраты на Украину. Россию же такой вариант категорически не устраивает: Кремлю необходимы гарантии безопасности в виде безоговорочного отвода военной инфраструктуры НАТО на рубежи 1997 г и создание буферной демилитаризованной зоны безопасности, включающей в себя Украину, Прибалтику, Польшу, Румынию, Финляндию.

ЮЖНЫЙ КАВКАЗ

В период предвыборной гонки власти Турции немного «подзабыли» о Южном Кавказе. Сейчас же после своего воспроизводства Эрдоган пытается наверстать упущенное и возвращает кавказское направление в круг приоритетов. И неслучайно после победы на выборах он совершил первые визиты на Северный Кипр и в АР. В частности, турецкий месседж об открытии консульства в Шуши означает, что Анкара наращивает свои стратегические амбиции на Южном Кавказе, имея задачу по возможности вытеснить Россию и Иран. И фраза Эрдогана, что проблема т.н. «Зангезурского коридора» исходит не от Армении, а от Ирана, лучше всего демонстрирует это.

В свою очередь, в США и ЕС не считают возможным подписания какого-либо документа между Баку и Ереваном до конца года, так как нет согласия сторон по ключевым вопросам. Речь, в частности, об установлении международного механизма диалога Степанакерт-Баку, но у европейцев нет четкого представления об этом. Наряду с этим, у Запада нет плана «В» на случай негативных сценариев попыток силового решения и подобные действия могут стать концом посреднической миссии ЕС.

АЗЕРБАЙДЖАН

Баку продолжает нагнетать обстановку и последняя серия инцидентов, резко повысивших уровень накала на армяно-азербайджанской границе, произошла после откладывания очередного раунда переговоров в Вашингтоне и на фоне визитов лидеров Турции и Пакистана в Баку. А на днях Алиев напрямую заявил, что продолжение такой

политики Армении позволит АР искать более радикальные пути преодоления кризиса, если переговоры в очередной раз зайдут в тупик.

В свою очередь МО АР практически ежедневно распространяет ложные сообщения о нарушении перемирия в зоне ответственности российских миротворцев в Нагорном Карабахе, а также на армяно-азербайджанской госгранице. Это уже ставший традиционным азербайджанский опыт — обеспечить „информационную почву“ для нововй агрессии и изначально приписать вину противоположной стороне. С учетом сконцентрированных военных баз на линии соприкосновения армяно-азербайджанских войск, нынешнего оснащения российских миротворцев и потенциала АО НКР, новая агрессия ВС АР может продлится 3-4 дня. В этом контексте нужно рассматривать и очередные угрозы главы МО АР в адрес Армении, аналогичные угрозам в предверии 44-х дневной войны.

ТУРЦИЯ

Страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива положительно отреагировали на победу Эрдогана на выборах, так как это может укрепить их отношения с Анкарой. Союз Турции с Катаром, вероятно, продолжит укрепляться, в тоже время Эрдоган также надеется на расширение отношений с Саудовской Аравией и ОАЭ. «Астанинский формат» переговоров по сирийскому урегулированию может трансформироваться в «московскую четверку» — России, Турции, Ирана и Сирии, где Дамаск станет полноправным участником процесса. Однако естественно камнем преткновения между Анкарой и Дамаском остается вопрос турецкого военного присутствия в Сирии, которое обусловлено такими ключевыми факторами, как недопущение наплыва в Турцию новых волн сирийских беженцев и фактор курдских леворадикальных группировок, связанных с РПК и опекаемых американцами.

Собственно, именно от того, смогут ли договориться между собой Турция и Сирия по этим вопросам, и будет зависеть весь ход мирного процесса.

Эрдоган продолжает разыгрывать «курдскую карту» в Ираке и «дружба» с Эрбилем позволяет ему утверждать, что он враждебен не курдам, а исключительно «террористам» РПК и их союзникам. Помимо того, «Курдский автономный район» Ирака является важным противовесом для вечного соперника Турции на Ближнем Востоке в лице Ирана.

ГРУЗИЯ

Выступая в Европарламенте президент С.Зурабишвили заявила, что Грузия заслужила статус кандидата в члены ЕС и выполнение рекомендаций для получения этого означает возвращение страны к европейским корням. При этом она подчеркнула, что население Грузии придерживается проевропейских ценностей.

Сразу две оппозиционные партии заговорили о создании коалиции перед парламентскими выборами 2024 г. В частности партия «Лело» готова стать ведущей партией в коалиции проевропейских сил, а «Единое национальное движение» намерена сотрудничать с мелкими политическими силами. Между тем большинство мелких грузинских оппозиционных партий на данном этапе не рассматривают вопрос вступления в коалицию, однако готовы к переговорам. Тем временем в правящей партии «Грузинская мечта» заявляют о необходимости альтернативы «Единому национальному движению», так как в Грузии оппозиционной силы на сегодня нет. Согласно опросам общественного мнения, на сегодняшний день шанс преодолеть избирательный барьер есть только у «Грузинской мечты» и партии «Единое национальное движение». Однако разрыв между этими партиями существенный в пользу «Грузинской мечты», которая и на этот раз может получить парламентское большинство.

ИРАН

Согласно заявлению президента Ирана И.Раиси, мир переходит к новому геополитическому порядку, в котором страны, сопротивлявшиеся гегемонии США, смогут эффективнее отстаивать свои интересы на фоне ослабления позиций Вашингтона. Одним из доказательств этого стало создание нового регионального военно-морского блока в Персидском заливе в составе Ирана, Саудовской Аравии, Ирака, Катара, Бахрейна, Индии, Пакистана и ОАЭ. При этом ОАЭ отказались от односторонней ориентации на США в региональных вопросах, а в Бахрейне базируется 5-й флот США, в чью зону ответственности входит Персидский залив и западная часть Индийского океана.

США предлагают Ирану условия разрыва с Россией и ведут тайные переговоры с целью достичь неофициального соглашения, которое в Тегерене называют «политическим прекращением огня». В частности, США ожидают от Ирана отказа от обогащения урана сверх текущего уровня производства, освобождения американских граждан иранского происхождения и воздержаться от продажи вооружений России. Взамен Иран ожидает, что США не будут ужесточать санкции, не будут добиваться новых карательных резолюций в ООН или в МАГАТЭ и, что Вашингтон разморозит миллиарды долларов иранских активов, использование которых будет ограничено гуманитарными целями.

Одновременно с этим Пентагон наращивает активность в Персидском заливе, подогревая региональную напряжённость. На захват американцами иранского танкера со своей нефтью иранцы ответили зеркально. В свою очередь Тель-Авив выступает против любого соглашения США с Ираном, заявляя, что никакая сделка не обяжет Израиль сделать все, чтобы защитить себя.

США

Отношения США и КНР находятся на самом низком уровне с момента их установления и визит госсекретаря США в Пекин был рассчитан на снятие напряжённости хотя бы временно. Ни США и ни Китай не готовы к прямому столкновению с и хотят выиграть время и одновременно продолжают делать свои ходы. Так, в рамках т.н. «Проекта 141» по увеличению своего присутствия в других странах Китай собирается создать разведбазу и тренировочный лагерь на Кубе. К этому также относятся база в Джибути, морской форпост в Камбодже, а также военный объект в ОАЭ. В свою очередь США, предлагая диалог, одновременно усиливает давление — у берегов Китая постоянно курсируют американские военные корабли, Тайвань накачивают вооружением, Япония закупает ракеты Tomahawk, а на Филиппинах строятся 5 новых американских баз.

ЕВРОПА

Сербия окончательно потеряла Косово, где приветствовали прибытие турецкого “миротворческого батальона“ Коммандос – ведь именно Эрдоган вооружает косовских боевиков в рамках 10-летнего плана по модернизации ее «сил безопасности». При этом никаких действий Белградом предпринято не будет из-за устремления действующих сербских властей под покровительство ЕС. Главная проблема в том, что проваливаются способы и формы урегулирования этнополитических конфликтов даже в общеевропейском измерении, на что, кстати, делают ставки имеющие неразрешенные конфликты страны в других регионах мира.

Турция продолжает требовать от Стокгольма принятия жестких мер против курдов-эмигрантов, заявляя, что иначе не одобрит принятие Швеции в НАТО. Анкара также считает, что Стокгольм должен принять законодательство о богохульстве — ввести запрет на сжигание Корана, прекратить поддержку РПК, экстрадировать причастных к движению Гюлена, а также ряда курдских беженцев из Швеции. В свою очередь курды опасаются, что станут разменной монетой в споре Турции и Швеции, где последней придется уступить. Однако если Швеция выдаст курдских политических беженцев, правительство страны рискует столкнуться с мощным протестом в обществе. Стокгольм же настойчиво стучится в дверь НАТО.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ

Переизбравшийся Эрдоган заявил о желании провести в ближайшее время саммит Организации тюркских государств. В свою очередь в ходе встречи в формате «С5+1» с участием госсекретаря США и глав МИД центральноазиатских республик были рассмотрены вопросы «экономического и энергетического сотрудничества, изменения климата и борьбы с терроризмом». Естественно, в рамках визита Блинкен пытался надавить на руководство этих государств отказатся от параллельного импорта в Россию товаров двойного назначения. Спустя 1,5 года после начала СВО арабский мир куда менее внимательно отслеживает ход боевых действий. В его региональной повестке вновь доминируют гражданская война в Судане, саудовско-американские отношения, кризис в Сирии, ситуация в Турции и Ливане. Однако в арабском мире констатируют, что украинский кризис становится все более опасным и при сохранении текущих трендов перенос российско-американского противостояния в другие регионы, в том числе на Ближний Восток — лишь вопрос времени.

США активно подталкивают режим Афганистана к вооружённому конфликту с Ираном и Таджикистаном для создании очага напряженности в южном подбрюшье России и ослабления влияния Пекина. И, как показывают недавние “водяные события” на иранской границе, руководство Афганистана справляется с ролью дестабилизирующего фактора в регионе. Подобный вариант развития событий может вынудить ведущую СВО Россию искать дополнительные силы для защиты южных рубежей и действовать на два фронта.

БЛИЖНИЙ ВОСТОК

Очередной мировой полюс стал стремительно вырисовываться на Ближнем Востоке: Саудовская Аравия, Иран, ОАЭ, Сирия, Ирак и Турция забыли старые распри и намерены заключать мирные договоры между собой. Кроме того арабские страны стали объединяться и намерены выйти из-под опеки США — наследный принц Королевства Саудовская Аравия заявил, что «больше не будет вести дела с администрацией США», пообещав «серьёзные экономические последствия для Вашингтона». Уже в сентябре на ежегодной встрече членов БРИКС Россия вместе с партнерами по альянсу официально объявят о вступлении Саудовской Аравии в эту организацию.

АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН

США стремятся превратить Индию, которая размещает у себя американские корпорации, выводимые из Китая, в военный таран против Пекина – по типу Японии и Тайваня. Но при этом Нью-Дели сохраняет высокий уровень кооперации с Москвой, которая уже стала ключевым поставщиком вооружения и нефти в Индию. А в ответ на угрозы США ввести санкции за торговлю с Россией в Нью-Дели пригрозили выйти из антикитайского блока, обрушив всю политику США по сдерживанию Пекина.

Япония с самого начала СВО на Украине чуть ли не возглавила поток санкций в отношении России, прекратив политическо-дипломатический обмен с Москвой. Кроме того Токио все больше вовлекается в оснащение ВСУ и пытается выступить в качестве председателя «Группы семи» – по усилению давления на Москву и наращиванию поддержки киевскому режиму».

ВЫВОДЫ:

— Россия эффективно использовала СВО для создания многополярного мира. Было создано стратегическое партнёрство с Китаем, который обеспечил разворот российской экономики на Восток, а Россия дала Китаю время на подготовку к серьёзной борьбе.

— Признаки новой эскалации на Южном Кавказе прослеживаются максимально четко: АР не намерен растягивать подписание мира и будет всеми доступными способами принуждать Армению заключить соглашение на выгодных для себя условиях. В противном случае в удобный для себя момент Баку развяжет новые боевые действия и дальнейшая эскалация на украинском треке увеличивает эту угрозу.

— Карабахский конфликт в свое время запустил процесс ускоренного формирования треугольника АР-Турция-Пакистан, участники которого заговорили о связывающих их «братских отношениях» и укреплении стратегического партнерства. И победа Эрдогана на выборах в Турции является дополнительным фактором, стимулирующим дальнейшее сближение Анкары, Баку и Исламабада.

— «Зангезурский коридор» станет одним из приоритетных вопросов внешней политики Турции, о чем отмечено в «Видении тюркского мира — 2040», в контексте которой Армении не существует. Анкаре важно заинтересовывать экономически Москву, Иран, Китай, Индию и Великобританию, таким образом cформировав круг интересантов для продвижения своих стратегических планов.

— Маловероятно, что неформальные американо-иранские контакты приведут к каких-либо договорённостям. Однако сам факт их проведения свидетельствует о заинтересованности обеих сторон в хотя бы частичной разрядке напряжённости, чему немало способствовала нормализация при содействии Пекина саудовско-иранских отношений. Для Ирана Россия является перспективным направлением военно-технического и экономического сотрудничества и иранское руководство вряд ли будет жертвовать этими интересами, несмотря на все обещания Вашингтона,

— По прошествии 1,5 года с начала СВО арабский мир по-прежнему демонстрирует стремление сохранять нейтралитет и по возможности избегать ухудшения отношений РФ, но так, чтобы не провоцировать Запад на жесткие меры.

— Взаимодействие США со странами Центральной Азии сводится к двум задачам: ограничению военно-политического присутствия России и сдерживанию экспансии китайского влияния. Россия же по объективным причинам не может уделять приоритетное внимание региону, пока решает другие проблемы. Китай же только ищет подходы к странам региона.

— Можно предположить, что Пекин и Вашингтон будут противостоять друг другу опосредованно, формируя свои коалиции и ожидая ошибки противника. Так, Китаю в целом выгоден длительный конфликт США и России, а американцам – Китая с Индией, Японией, Тайванем или Южной Кореей.