Оглянемся на сделку по истечении времени со дня её подписания.
Подписание соглашения о порядке вывоза украинской пшеницы с подконтрольной ВСУ части Украины, напомним, состоялось в Стамбуле. В церемонии принимали участие министр обороны России Сергей Шойгу и министр национальной обороны Турции Хулуси Акар. На церемонии присутствовали президент Турции Реджеп Эрдоган и Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш. В чем же суть достигнутых тогда договорёностей?
Предполагалось, что соглашение позволит перевезти более чем на 80 судах до 25 млн тонн зерна на мировые рынки. Были согласованы технические детали процесса. В Стамбуле запустили Специальный координационный центр, с участием представителей России, Турции и Украины. Его задачей был совместный контроль за движением судов, соблюдением сторонами согласованных условий и обеспечением безопасности судоходства. Было предусмотрено, что проверку транспортов в случае необходимости будут проводить совместные группы. Проверять суда будут в турецких водах.
Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш отметил, что зерно будут вывозить из трех украинских портов — «Одесса», «Южный» и «Черноморск». При этом Киев не будет разминировать украинские порты, для прохода судов используют безопасные фарватеры, уточнил он.
Анкара поторопилась записать в свой актив то, что документ позволил, по мнению Турции, снизить остроту «нарастающего глобального продовольственного кризиса». Однако в последнее время более чем регулярно наблюдался отказ Киева от исполнения любых договорённостей. Речь о минских документах, о договорённостях о прекращении огня которых было заключено несколько десятков ели не сотен, таким же образом Киев исполнил и «продуктовую сделку».
Почему это соглашения было важно для России? Обратим внимание на сделанные в Тегеране заявления президента Владимира Путина, что «на фоне того продовольственного кризиса, который надвигается, очень важно разблокировать пути поставки на мировые рынки – и удобрений, и продовольствия».
Очевидно, что небольшое с точки зрения мирового рынка количество украинского зерна вряд ли окажет реальную помощь в решении названной нехватки продовольствия. Но подписанный сегодня документ можно рассматривать как первый шаг к снятию иных ограничений в отношении российской сельхозпродукции и удобрений. Пока что можно отметить, что в выгоде остаются все стороны — ну, а чей профит окажется больше, покажет только время.