Аналитика, Экономика
АналитикаЭкономика
6 минут
ВКонтакте Одноклассники Telegram

Рубль снова сдаёт позиции. Хорошо это или плохо и в чем причина - разберёмся в аналитическом материале.

Обесцененный рубль: кто виноват и что делать? pxhere.com

Рубль, после резкого ослабления в первой декаде марта 2022 года вследствие начала СВО в течение шести месяцев укрепился с 93 до 61 рубля/доллар США. Некоторые эксперты рассказывали о позитивном влиянии такого курса на нашу экономику. Однако они не учитывали опыт изолированной советской финансово-промышленной системы, показавшей наряду с плюсами плановой экономики болевые точки, следствием которых стал коллапс огромной страны. А реально возникали серьезные риски. Прогноз аналитиков ИА «Бизнес Код» тогда оказался более объективным. Сегодня, когда российская валюта пробила психологический потолок в 100 рублей/доллар и приобрела тенденцию к обесцениванию, те же эксперты ищут этому оправдание.

Виртуально окрепший почти на 20 процентов в середине 2022 года рубль, казалось бы, повысил покупательную способность производственной сферы и населения в части, касающейся импортной высокотехнологичной продукции. И это как бы благо. Однако, известно, что бесплатный сыр только в мышеловке, да и приток «подешевевшего» импорта резко сократился. А из-за необходимости менять логистические цепочки и оплачивать «санкционные коэффициенты» он оказался не таким уж и дешевым. То есть покупали то же самое, за те же деньги, а параллельно зажимали своих производителей, экспортеров и экономику в целом.

По факту получается, что позиции рубля держались за счёт избыточного предложения доллара при резком падении спроса на него из-за закрытия западных платежных систем. В итоге приток долларов в Россию перестал покрывать расходы на реально необходимый импорт.

Экономика нашей страны сегодня, к сожалению, зависит от зарубежных закупок целого ряда товаров, комплектующих и запчастей. Одна из ключевых причин – отсутствие собственной комплексной системы производства средств производства для реального, а не мнимого, импортозамещения и импортоопережения. Создание этой отрасли требует много высококвалифицированных специалистов и колоссальных средств, которых в одночасье взять негде. Также необходимо учитывать, что её продукция будет оставаться низкорентабельной до достижения серийного уровня и выхода на внешние рынки, что в условиях мировой конкуренции крайне сложная задача, так как возможные объёмы реализации только внутри страны не способны покрыть затраты на разработку и внедрение.

Но такое положение дел нельзя рассматривать как основание для отказа от развития собственного производства. Схемы обхода санкций способны лишь временно закрыть брешь в потребностях импортозависимых предприятий. Для решения этой задачи необходимо обеспечить устойчивый баланс валютного рынка, создающий для отечественной производственной сферы условную «зону комфорта», стимулирующую к развитию. Дорожающий же рубль лишает многие активно развивающиеся в России отрасли потенциальной прибыли, особенно из-за дешёвых и зачастую низкокачественных зарубежных аналогов, поступающих на российский рынок. Соответственно не выдержав конкуренции они теряют способность к самосовершенствованию.

Резкое переориентирование торговых и финансовых потоков, особенно на Восток, сейчас является хотя и вынужденной, но не самой позитивной мерой стимулирования отечественной экономики. Это формирует валютный дисбаланс рубля. Так, средний оборот пары доллар/рубль на Мосбирже в феврале 2022 года составлял 370,23 млрд рублей, то спустя квартал он снизился до 102,31 млрд рублей. В тот же период аналогичный показатель юань/рубль вырос с 1,36 до 21,70 млрд рублей и этот тренд сохранился. Те же показатели по итогам июля 2023 года в паре доллар/рубль составили 44 млрд рублей, а юань /рубль – 34,9 млрд руб. Показатель евро в этот период удерживался на уровне 25-30 млрд рублей.

То есть долларовый вакуум успешно заполнили не поддержавшие англо-саксонские санкции крупные рыночные игроки. По сути, на валютной бирже чётко обозначилась тенденция замены одной доминанты на другую, давившая на российскую финансовую систему. К маю 2023 рубль ослаб до 80 рублей, в июле до 90 рублей и в августе преодолел психологическую отметку 100 рублей.

Минимизировать негативное влияние внешних факторов на внутренний рынок можно путем постепенного снижения валютного контроля и плавного ослабления рубля. Один из механизмов регулирования, о котором год назад говорили в правительстве, направление части расходов бюджета на валютные интервенции через покупку валют дружественных стран, заставляющие рубль через кросс-курсы слабеть к доллару. Проблема только в том, что дружественные валюты, за исключением юаня, в совокупности дают около одного процента объема торгов.

Управляемое ослабление рубля способствовало бы сдерживанию необоснованного импорта и стимулировало отечественную промышленность. Очевидно, соответствующие механизмы введены в действие с некоторым опозданием, что повлекло скачкообразные курсовые изменение. На сегодня, исходя из анализа состояния российской экономики, сохраняющегося внешнего давления на неё и поведения мировых валют, оптимальным представляется легкий откат обменного курса назад и выход к декабрю 2023 года на «естественный» уровень в диапазоне 105-110 рублей за доллар с последующей плавной подстройкой. В противном случае, возвращение рубля к 90 или уход за 120 неизбежно породят негативные тенденции в нашей экономике.