Экономика
Экономика
11 минут
ВКонтакте Одноклассники Telegram

Из главного экспортера помидоров при социализме Болгария превратилась в нетто-импортера. В последние годы сектор щедро субсидировался, но производство отстает. Причины комплексные: неэффективная организация фермеров, низкая производительность труда, нехватка рабочей силы и многое другое.

Болгария превратилась из крупного экспортера помидоров в нетто-импортера sakharof.ru

От Шопского салата до лютеницы и почти до каждого блюда — хотя в Болгарии он существует всего около 130 лет, помидор стал неизменной частью жизни болгар и имеет особый статус национальной кулинарной гордости. Однако, несмотря на высокое потребление – в среднем около 20 кг свежих томатов на человека в год, государственное финансирование и конкурентоспособную цену, в последние десятилетия местное производство заметно упало и сократилось.

Так было не всегда. В 1960-х и 1970-х годах Болгария была одним из ведущих экспортеров томатов, а в определенные периоды даже занимала первое место в мире по объему реализованной продукции за рубежом. Например, в начале 1960-х годов страна обогнала по объему экспорта ведущих производителей, таких как Нидерланды, Испания, Мексика и Марокко. Производство в то время превышало современный уровень в 8-9 раз, а экспорт — более чем в 10 раз.

«В то время мы производили достаточно, чтобы удовлетворить внутренний спрос, и при этом экспортировали 400-500 тысяч тонн в год», — Николай Вулканов, основатель общественной организации «ИнтелиАгро» и исполнительный директор Ассоциации современного Торговля, рассказал «Капитал». Однако в расчетах необходимо учитывать и гораздо более мощную в то время консервную промышленность, имевшую солидное международное присутствие, а также тот факт, что членство в Совете Экономической Взаимопомощи (СЭВ — Экономическая организация социалистических стран ) обеспечил профилирование того, что производить и где продавать.

Теперь картина другая. По данным Министерства сельского хозяйства, болгарские фермеры выращивают около 120-150 тысяч тонн помидоров в год. Эта продукция не покрывает внутренний спрос и ежегодно импортируется еще 80-90 тыс. тонн. При этом небольшая часть местного производства продается за границу – около 10 – 15 тысяч тонн в год, преимущественно первосортной продукции.

«Демократия забрала и наши помидоры», — отмечают ностальгирующие по социалистам. Но факты указывают на другие причины.

Неэффективная организация фермеров, низкая производительность и нехватка рабочей силы способствуют плохим результатам, а прямое финансирование в виде субсидий искажает рынок и приводит к сиюминутным отклонениям, не улучшающим общей ситуации. Однако тенденция такова, что, хотя и медленно, объем экспортируемой продукции в последнее десятилетие постепенно увеличивается .

Однако в последние годы ускоряющиеся изменения климата — высокие летние температуры, периоды засухи и новые вредители — существенно повлияли на производство, особенно на открытом воздухе. Ожидается, что в будущем этот фактор будет оказывать все большее влияние.

Даже сегодня помидоры играют центральную роль в производстве и потреблении свежих сельскохозяйственных продуктов. Это и самый экспортируемый, и самый импортируемый свежий овощ (или фрукт — для тех, кто так его воспринимает). В период 2017 — 2021 годов средний уровень самообеспеченности — внутренний спрос, который покрывается за счет местного производства, — составляет 64%, подсчитали в Минсельхозе.

Помидоры выращивают практически по всей стране. Польское производство сосредоточено в основном в Пловдиве, Пазарджике и Хасково, а тепличное производство — в Юго-Западной Болгарии, в основном Петрич, Сандански и др. В летний сезон (с июля по сентябрь) основным источником для рынка является местное производство, а импорт ослабевает. На данный момент торговая сеть наводнена томатами с маркировкой «Происхождение: Болгария». Однако осенью доминируют турецкие помидоры, а зимой греческие помидоры увеличивают свою долю и приближаются к турецким помидорам по доле рынка. Импорт из Греции является самым большим в апреле и мае. Помидоры черри импортируются круглый год, в том числе из северных стран, таких как Германия и Нидерланды.

В отличие от нескольких десятков лет назад, сегодня к столу идут в основном свежие помидоры – годовое потребление домохозяйств составляет около 130 тысяч тонн, не считая количеств для нужд гостиниц и ресторанов, а на перерабатывающую промышленность уходит около 30 – 40 тысяч тонн. Чего точно не хватает, так это высокого качества вне летнего сезона. Но так происходит во всем мире, и проблема является общей для крупномасштабного производства томатов.

«Иногда потребители возмущаются качеством томатов весной или черешни в начале мая, или тем, что цена на лимоны высока летом, и совершенно забывают, что для выращивания каждого фрукта и овоща есть сезон, и это определяет как и цена, и внешний вид, и вкус», — поясняет Вулканов.

Неудовлетворительные результаты отрасли за последние три десятилетия объясняются многими факторами, но, возможно, основной из них является отсутствие масштабов производства. Относительно небольшие и разрозненные хозяйства делают производителей менее конкурентоспособными, так как по отдельности они не могут гарантировать большие поставки с необходимой периодичностью для удовлетворения потребностей крупных участников рынка. Поэтому трейдеры часто отдают предпочтение контрактам с производителями из других стран, которые регулярно обеспечивают требуемые объемы.

Ассоциации производителей томатов, которые предлагают большое количество продукции одного сорта и качества, как правило, отсутствуют на болгарском рынке. Это также является препятствием для экспансии на новые и крупные рынки, поскольку отдельные производители находятся в слабой позиции в переговорах с торговцами и поставщиками. По этой же причине мы часто слышим, что цена у производителя одинаковая, а на прилавках в городе — в разы выше.

Рынок выиграл бы от ассоциаций и союзов — они являются предпосылкой для большего контроля качества, лучшего планирования, более легкой реализации продукции, более сильных позиций на переговорах и снижения затрат. Однако производители и специалисты, с которыми общалась «Капитал», указывают на другие трудности в производстве томатов, связанные с орошением, — недостаточная инфраструктура и высокие затраты, а также нехватка рабочей силы. А производительность в секторе в целом остается ниже по сравнению со странами-конкурентами.

Все это препятствует крупномасштабному производству, которое в противном случае могло бы относительно легко воспользоваться преимуществами короткой цепочки поставок и эффективности современной торговли. На самом деле никто не предпочитает перевозить фрукты и овощи на дальние расстояния — относительно низкая стоимость товара означает более высокую долю транспортных расходов и более высокий риск потерь , поясняют эксперты. Таким образом, трейдеры получают выгоду от местных поставщиков, если они удовлетворяют их потребности в качестве и количестве.

После 2016 года, несмотря на более низкую общую ставку в рамках единой схемы платежей в Болгарии по сравнению с более старыми членами ЕС, секторы фруктов и овощей получают дополнительное финансирование в рамках связанных схем поддержки. Болгария, например, единственная в ЕС также поддерживает производство помидоров для свежего рынка — субсидии в других странах есть только на помидоры на переработку и в меньшем размере, чем в Болгарии, поясняет InteliAgro. По их данным, поддержка, связанная с производством томатов, увеличивается со 130–140 лв./га в 2018 г. до более 200 лв./га на 2021 2022. Если к этому добавить субсидию на площадь, общая поддержка достигает 250 левов/акр. Поэтому преимущества нужно искать в другом — в более продолжительном сезоне, меньших расходах на отопление, лучшей организации производителей, привлечении сезонных рабочих из третьих стран и лучше налаженном орошении .

Тенденцию подтверждает и Минсельхоз. Из ответов ведомства «Капиталу» видно, что болгарские производители овощей будут в еще большем благоприятствовании в новом программном периоде 2023-2027 гг.: «Что касается тепличного производства, то есть несколько стран-членов, которые окажут поддержку, в том числе уровень поддержки в нашей стране». По сравнению с другими культурами овощи получают более высокую поддержку и с прямыми выплатами, поскольку их выращивание определяется как чувствительный и приоритетный сектор.

Министерство признает необходимость инвестиционной поддержки отрасли по внедрению машин, оборудования и технологий , на что также предусмотрены средства для производителей. Овощеводческим хозяйствам необходимы инвестиции в оборудование для переработки и сбора урожая, чтобы в большей степени автоматизировать рабочие процессы, что может уменьшить нехватку рабочей силы.

В конце концов, субсидии на помидоры уже превышают уровни в других государствах-членах. Однако они не являются панацеей. Поддержка плодоовощного сектора в ЕС направлена ​​не на увеличение производства, а на защиту т.н. чувствительных секторов от усадки. Таким образом, ответ на вопрос, как Болгария может производить больше помидоров и более высокого качества, не следует искать в субсидиях . «Условия не создаются просто раздачей денег», — категоричен Вулканов.

По его словам, поддержка плодоовощной отрасли должна осуществляться за счет инвестиционных мероприятий, включать обязательные элементы защиты производства (орошение, меры против града, заморозков и т. д.), а если есть прямое субсидирование, то оно должно полностью идти через конкретные организации производителей. . «Болгарские фермеры должны осознать необходимость того, что в США называется советом по маркетингу — объединением производителей с целью поддержки внедрения. Ассоциации и отраслевые палаты — это хорошо, но они не могут решить все проблемы в сельском хозяйстве», — добавляет он. .

Несмотря на общую стагнацию сектора в последние годы, есть намеки на оптимизм. На период 2020 — 2022 годов производство приближается к 120 тысячам тонн в год — на десять процентов выше среднего показателя за 2010 — 2012 годы. Экспорт в 2021 году достиг самого высокого уровня за 30 лет — около 15 тысяч тонн. Следует иметь в виду, что урожайность польских овощей колеблется по годам из-за конъюнктуры рынка, климатических факторов и субсидий, но факт, что экспорт томатов растет плавно, но неуклонно (см. графики на стр. 14-15) . В основном он нацелен на Румынию, что является нормальным из-за географической близости и связанности местного рынка с садоводством через Дунай. Если тенденция сохранится, можно будет говорить о постепенном возвращении Болгарии на карту экспортеров.

В остальном импорт в условиях свободной торговли – это нормально и никого не должно смущать, что Болгария покупает импортные помидоры, особенно если они хорошие и выгодные. Даже Испания, которая экспортирует 500-600 тысяч тонн свежих томатов в год, импортирует из Марокко до 200 тысяч тонн. Другой нетто-экспортер — Греция, также импортирует некоторые объёмы.