Аналитика, Политика
АналитикаПолитика
7 минут
ВКонтакте Одноклассники Telegram

В Ереване выяснили причину низкой обороноспособности национальной армии и нашли выход. Теперь Армения будет покупать вооружения во Франции.

Вступит ли Франция в ОДКБ? Википедия

Министр обороны Армении Сурен Папикян не без ведома премьер-министра Пашиняна 23 октября 2023 года подписал во Франции документы о двустороннем сотрудничестве в военной и военно-технической областях, а также закупке систем противовоздушной обороны и других видов вооружений.

Внимание привлекли контракт на поставку Армении трех французских радиолокационных станций (РЛС) GM(Ground Master)-200, аналогичных ранее переданным Украине для противодействия России, и протокол о намерениях по закупке зенитного ракетного комплекса «Мистраль», производимого объединением Aérospatiale-Matra Missiles, Finmeccanica и Matra BAe Dynamics (MBDA).

Напомним, радарная станция GM-200, стоимостью около 15 миллионов евро, обеспечивает лишь радиолокационное прикрытие и обнаружение целей, но не способна уничтожать их. Применимые с ней ракеты «Мистраль» пока Армении не дают, о чём свидетельствует подписанный протокол в формате «чтоб не забыть».

Казалось бы, нет ничего предосудительного в развитии сотрудничества между двумя странами, если бы не несколько НО.

Начнем с простого.

Во-первых, Армения является членом Организации договора о коллективной безопасности, куда входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. В свою очередь, Франция входит в военно-политический альянс НАТО, который де-факто находится в состоянии войны с партнером Армении – Россией. Тут есть нюанс, на котором остановимся отдельно.

Во-вторых, на примере французской помощи Украине не сложно предположить, что это будут не самые современные радиолокационные комплексы и не в полной комплектации. Ибо никто в здравом уме не станет передавать представителю другого (враждебного) блока критичные технологии и самые современные образцы. Это подтверждает высказывание экс-министра обороны Нагорного Карабаха, который решил не распространяться по поводу современности приобретаемых РЛС. «Он не знает, какое поколение оружия покупает Армения» — цитирует Самвела Бабаяна издание «Новости Армении», но уверен в его способности закрыть небо республики. Практически безошибочно можно утверждать и то, что эффективность их против современных беспилотных и иных систем сомнительна, что показала СВО на Украине.

В-третьих, стоимость средств радиолокационного прикрытия ПВО достаточно высокая. При этом важно понимать, сколько таких РЛС нужно, чтобы надежно прикрыть хотя бы столицу. Очевидно, что трех станций явно недостаточно. С такой не простой задачей не справился даже весьма эффективный и современный израильский «Железный купол» во время недавних атак ХАМАС с использованием не самых сложных ракетных систем и сделанных «на коленке» беспилотников. Опять же это пока только радиолокационное прикрытие без средств поражения цели, с помощью которого можно будет только наблюдать – как вражеские средства поражения уничтожают ваши важные объекты и боевые порядки. Кстати, и сами РЛС являются беззащитной и уязвимой целью для противника.

В-четвертых, ремонтно-эксплуатационная база комплекса должна иметь достаточный запас комплектующих, начиная с ходовой, двигателя и заканчивая высокотехнологичными электронными и иными компонентами. Необходимы также специализированное оборудование, инструменты и, главное, специалисты.

В-пятых, за приобретением систем ПВО последует введение в программы подготовки армянских военнослужащих изучения французского языка. Чтобы понимать инструкцию по применению, эксплуатации и ремонту французских систем ПВО, а это десятки томов технической литературы, сей язык придётся учить лет эдак пять (как минимум университетский курс). Параллельно необходимо будет освоить основы микроэлектроники, программирования и пройти курс радиодела с акцентом на зарубежную элементную базу, и это всё на французском. В военно-учебных заведениях Армении потребуется открыть дополнительный факультет и пригласить специалистов из Франции, оплатить их работу и проживание по европейским нормам (иначе не поедут), либо направить примерно на тот же период своих военнослужащих во Францию, а готовить операторов РЛС нужно будет много и регулярно. И то и другое не дёшево.

Иначе говоря, от подписания контракта и до реальной постановки РЛС на вооружение должно пройти не менее пяти лет. То-есть, враждебные соседи, для защиты от которых эти системы предназначены, как минимум лет пять могут спать спокойно. А срок полномочий нынешнего премьер-министра, решившего поддержать французский военно-промышленный комплекс истекает в 2025 году, если ранее не последует импичмент в отношении Никола Пашиняна, о чём после сдачи Карабаха всё чаще поговаривают в парламентской оппозиции. А значит спросить за эффективность потраченных (или распиленных) бюджетных средств будет не с кого.

Но есть ещё один весьма важный нюанс, о котором упоминали выше.

Для эффективного применения комплекса он должен быть интегрирован в единую систему противовоздушной обороны (ПВО) страны, а также в военную систему управления и связи. Его придется встраивать в функционирующую в Армении в рамках ОДКБ российскую ПВО. Это означает допуск французских специалистов, которые, согласно подписанным документам намерены приехать в Армению для настройки РЛС, к системе управления российскими средствами защиты воздушного пространства. А это уже вопрос, который входит в компетенцию российского министерства обороны и напрямую затрагивает безопасность России. Не совместимы с российскими и французские средства связи, то есть потребуется допустить французов ещё и к системе военного управления. И это далеко не полный перечень вопросов, о которых не может не знать военное начальство Армении.

Для решения названных проблем потребуется, как минимум, обсудить с Францией возможность её выхода из НАТО и вступления в ОДКБ. Видимо нынешнему руководству Армении такая задача по силам. В противном случае это граничит с предательством, либо свидетельствует об уже согласованном с Западом решении ереванского истеблишмента о прекращении в недалеком будущем членства в ОДКБ. В случае же автономной работы французских РЛС, становится очевидным их реальное предназначение – слежение за деятельностью российских ВВС в Армении и контроль воздушного пространства Ирана, но никак не защита, как сообщили французские СМИ, от азербайджанской угрозы. Тем более, что и защищаться то нечем – ракеты пока не дали.

Вот такой расклад получается, если, конечно, не брать во внимание «театр абсурда» и не порассуждать о втягивании таким путем Франции в ОДКБ. Хотя может идея не так уж и плоха, но уж очень фантастична. Будем надеяться, что поставленные Францией системы будут работать даже в упакованном виде, в отличие от найденных азербайджанцами в Нагорном Карабахе «плохих» российских комплексов радиоэлектронной борьбы, поставленных Армении в 2019 году и хранившихся в ящиках.