Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган 28 октября 2023 года провел в Стамбуле полуторамиллионный митинг в поддержку Палестины, который, по сути, стал открытым вызовом Западу. Но привлекло внимание не только это. О чём ещё говорил Эрдоган в своей речи на названном турецкой прессой «великим» мероприяти
Перед собравшимися турецкий лидер выступил с весьма эмоциональной речью. Он, как человек одержимый возрождением Османской империи, напомнил, что Сектор Газа всего 100 лет назад был частью могущественного турецкого государства. Из его уст прозвучала прямая угроза в адрес Израиля «Вы хотите, чтобы снова началась война креста и полумесяца? Однажды ночью мы можем встать на этот путь» — заявил Эрдоган. Надо понимать так, Анкара намерена активно вмешаться в израильско-палестинское противостояние, как это было, например, в Ливии, в Косово, в Карабахе. Или нет?
В любом случае, Турция способна существенно повлиять на Ближневосточную расстановку сил и это небезосновательное утверждение. Напомним, турецкие вооруженные силы вторые по численности в НАТО. В отличие от других стран альянса, Анкара воздерживалась от крупных поставок оружия Украине, а следовательно, уверенно сохранила боевой потенциал. Даже несмотря на то, что Турция пока не производит собственные танки и самолеты, она имеет свой военно-промышленный комплекс, практически полностью закрывающий все потребности армии по остальным видам вооружений и боеприпасов.
Можно констатировать, выступив со столь резкими антизападными заявлениями, президент Турции, не в пример проявившим сдержанность шейхам арабского мира, получил дополнительный импульс популярности и поддержки в регионе. Сейчас арабская улица ожидает от него подтверждения слов конкретными действиями, отсутствие которых будет дискредитировать турецкого лидера, а для Эрдогана это неприемлемо. А значит придется ему искать нетривиальное решение и выстраивать сложнейшую партию в «восточные шахматы».
Дело в том, что обладающий тонким чувством политического баланса Эрдоган вряд ли пойдет на прямое противостояние с Западом. Открытое вмешательство Анкары в конфликт на стороне ХАМАС неизбежно повлечёт возмущение и отторжение многих стран НАТО. За этим последует поляризация сил внутри альянса, ибо не все союзники по блоку готовы игнорировать тот фактор, что Турция не только аккумулирует на своей территории потоки беженцев из Сирии, но и выступает в качестве некоего компенсатора исламского давления на Европу с Востока. А это уже угроза целостности возглавляемой американцами коалиции, что США допустить не могут, особенно сегодня, на этапе формирования многополярного мира. Значит последуют жёсткие действия Вашингтона по сдерживанию амбиций турецкого императора. А рычаги давления на него имеются.
Один из них — курдский сепаратизм. «Неожиданный» эффект может дать давно муссируемая в США идея создания Курдского Государства через механизмы стимулирования курдского освободительного движения на юго-востоке Турции с опорой на уже существующий в Ираке Курдский Автономный Район и разнородные, поддерживаемые США, курдские силы в северных провинциях Сирии. Перспектива создания ещё одной курдской автономии, но на этот раз в составе Турции, явно охладит пыл турецкого лидера и отвлечет немалые ресурсы страны, и без того ещё не оправившейся после страшного землетрясения. В этом контексте туркам будет очень неуютно.
Другое дело Южный Кавказ, где Запад Анкару не то чтобы не осудит, а наоборот – поддержит. Вот ещё несколько высказываний Эрдогана на том же митинге, на которые почему-то российские СМИ почти не обратили внимания. Они не менее, а может и более актуальны и не только для России. Например, Эрдоган в своей речи затронул Крым и Чеченскую Республику, трижды упомянул Карабах. Он подчеркнул – «Мы преисполнены той же решимости, что и в Ливии, и в Карабахе, знайте – то же будет и на Ближнем Востоке». Он напомнил, что турки «неотрывно следят за происходящим от Крыма до Карабаха, от Афганистана до Чечни, и не зря проживают свою жизнь. Мы уже видели подобные зверства в Карабахе, Боснии, Ираке, Сирии, Аракане. Они виновны в жестокости» — обращаясь к Западу заявил он.
Иначе говоря, президент Турции, демонстрируя несогласие с позицией США и их сателлитов, одновременно подтвердил вмешательство его страны во внутренние дела России, Сирии, Армении и далее по списку, а также намерение делать это и в дальнейшем. По-другому сей посыл воспринять сложно. Очевидно, что такой государственный деятель как Эрдоган вряд ли просто бросает слова на ветер. Тогда, что это означает? Что за этим последует? Не является ли столь грозное его антизападное выступление отвлекающим ходом?
Совсем недавно не без серьезной турецкой поддержки Азербайджан решил проблему своей территориальной целостности путем изгнания из Карабаха всего местного населения. Менее чем через месяц на «освобожденной территории» и противолежащей через армянские земли Нахичевани прошли совместные азербайджано- турецкие военные учения. Если западные кураторы Армении запретили ей реагировать на них, то Иран в стороне не остался и симметрично ответил аналогичными маневрами на своей, приграничной к Армении территории. То есть, это была не иначе, как демонстрация силы и готовности к продолжению процесса возрождения Великого Турана.
Вот и получается, что палестинская речь Эрдоган имела не последней целью объяснить Еревану, что, если он не хочет совсем остаться без Сюникской области, должен добровольно создать Зангезурский коридор и далее следовать одобренным Западом указаниям из Баку и Анкары, ну а Тегеран предупредить о нецелесообразности вставать на пути стремящейся к расширению империи.
Но не менее удивило и другое. Наш турецкий друг счёл для себя допустимым предостеречь и Россию от поддержки Армении, а также прочих активных действий по обеспечению собственной безопасности, напомнив, что и Крым, и Чечня входят в сферу его интересов.
И об этом стоит задуматься всерьёз, чтобы, выстраивая отношения с Турцией, в том числе в перспективном региональном формате большой кавказской семьи 3+3, «случайно» не «споткнуться» в самый неподходящий момент. А история такие моменты помнит, даже в период тесной дружбы между вождём Русской революции Владимиром Лениным и основателем Турецкой Республики Кемалем Ататюрком. Короче говоря, «В большой семье… нужно быть предельно внимательным».