Предоставление Константинопольским патриархатом формально независимого статуса так называемой «православной церкви Украины» (ПЦУ), а также недавнее признание им Македонской православной церкви вопреки позиции и интересам сербского народа, создают иллюзию высокой вероятности присвоения Фанаром абхазским раскольникам ранга поместной православной церкви. Только вот признание Македонской церкви состоялось не просто так. Оно стало результатом торга между греческим и македонским правительствами в обмен на изменение названия страны. Не стоит забывать и о том, что Украина и Северная Македония являются признанными субъектами международного права, а для Абхазии такой вариант даже в среднесрочной перспективе не просматривается.
И ещё один немаловажный фактор. Константинополю сейчас невыгоден конфликт с Грузинской православной церковью, для которой юрисдикция над Абхазией (и Южной Осетией) в высшей степени вопрос принципиальный. Так что на Фанаре вероятно займут выжидательную позицию и, не делая никаких конкретных заявлений, понаблюдают за изменениями в международной повестке. В первую очередь, их интересует ситуация в США, на помощь и протекцию которых всегда опирается Константинополь. Во-вторых – они внимательно следят за развитием обстановки на Украине с акцентом как на само её существование, так и на перспективы курируемой ими ПЦУ.
Складывается так, что абхазское православие, в силу не зависящих от него причин, ещё какое-то время будет существовать в качестве поражённой расколом непризнанной церкви. И абхазский народ, сколь бы умён, смел и отважен он ни был, пока не смог преодолеть сложившееся положение. Что ему ждать? Тектонических изменений глобального геополитического масштаба, которые создадут новую расстановку сил на мировой арене? Возможно. Тем не менее, первый шаг к внутреннему объединению должны сделать сами абхазские верующие. Ибо именно их беспокойство и неприятие тех или иных церковных руководителей является почвой для раскола, раскола людей – единоверцев.
Только осознав суть проблемы абхазское общество сможет увидеть, что и как нужно сделать, чтобы прийти к церковному единству. Разобщенная, никем не признаваемая маленькая церковь, при отсутствии должной консолидации общества вряд ли способна добиться изменения своего статуса. Победить в войне и обрести собственную государственность – это всего лишь первый шаг на пути
становления нации. Гораздо более сложно достичь внутреннего единства, сформировать объективное видение своего прошлого, правильно оценить настоящее и определить направление движения к будущему. И этот вопрос сегодня актуален не только для абхазского общества…