Исключение делается для "дочерних" зарубежных банков, действующих в России.
Турецкие банки начали отказываться от сотрудничества с российскими банками из-за возможных вторичных санкций со стороны США. Они прекратили корреспондентские отношения и приостановили обработку платежей без формального закрытия соглашений. Исключение делается для «дочерних» зарубежных банков, действующих в России.
Согласно источникам финансового рынка и участников внешней торговли, эти проблемы начались еще летом, но обострились после 22 декабря 2023 года, когда президент США Джо Байден подписал указ, предоставляющий американскому Минфину право вводить санкции против иностранных банков за участие в сделках для лиц, попавших под санкции. После этого почти все турецкие банки начали вводить ограничения.
«Турция стала одной из первых стран, банки которых стали закрывать корреспондентские отношения с Российской Федерацией… отключения от долларовых платежей не хочет ни один банк», — признал в беседе с «Коммерсантом» один из российских банкиров. Затронуты такие крупные кредитные организации, как Nurol Bank, с которым сотрудничали около 40 отечественных банков, и Emlak Bank.
Буквально вчера ИА «Бизнес Код» сообщало, что аналогичные проблемы возникли с китайскими банками. Глава компании «Оптималог» Георгий Властопуло отметил, что проблемы с Турцией начались летом, а с Китаем это пока единичные случаи. Глава транспортной компании Delko Санджар Ашуралиев сообщил, что у них возникли проблемы с расчетами с Китаем и задержки в поступлении денежных средств.
По информации Bloomberg, китайские банки собираются усложнить условия для российских клиентов из-за угрозы вторичных санкций. Несколько китайских кредитных организаций уже начали проверять свое взаимодействие с Россией и планируют разорвать отношения с клиентами, находящимися под санкциями, и прекратить предоставление финансовых услуг российскому военному сектору.
Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков отказался комментировать эту ситуацию и не стал отвечать на вопрос о наличии у России альтернативного плана для финансовых операций с Китаем, отметив, что эти вопросы выходят за пределы компетенции Кремля и принадлежат другим ведомствам и компаниям, участвующим во внешнеэкономической деятельности.
Песков добавил, что это «весьма чувствительная сфера», о которой «вряд ли кто-то возьмется рассуждать». При этом Россия, по его словам, продолжает «развитие наших двусторонних отношений» с Китаем, а результаты этого взаимодействия «выше ожиданий».