События вокруг Нагорного Карабаха (армяне говорят — Арцах) на фоне специальной военной операции на Украине на первый взгляд кажутся незначительными. Но так ли это?
Налицо обостряющееся противостояние между Баку и Ереваном, которое рано или поздно может закончиться не просто локальным кровопролитием, а большой трагедией для всего Южного Кавказа. Впрочем, не только для него.
Позиции участников назревающего очередного конфликта хорошо известны. Они имеют перспективу сближения, но только с участием внешних сил, которые действительно заинтересованы в поддержании стабильности в этом регионе и при условии разумного и сбалансированного подхода сторон. Как ни странно, но этими внешними силами в данном случае являются именно антиподы западного мира — Россия и Иран. Не сложно понять, что жаждущие вмешаться в процесс урегулирования на Кавказе США, Евросоюз и отдельные его члены преследуют диаметрально противоположные цели.
На словах, включая публичные заявления, на стороне Армении выступают Великобритания, США, Франция и другие. Они требуют от Азербайджана прекратить агрессивные действия, разблокировать Лачинский коридор и соблюдать особенно брюссельские мирные договоренности. Но это только на словах. На деле же они никоим образом не намерены поддерживать признание автономии Нагорного Карабаха – а ведь это один из потенциальных факторов достижения мира и повышения договороспособности конфликтующих сторон. И что характерно, именно они вдруг озаботились необходимостью отставки не так давно занявшего кресло премьер-министра Арцаха Рубена Варданяна.
Именно они заинтересованы в передаче Нагорного Карабаха под юрисдикцию Азербайджана, усиление которого при непосредственной поддержке Турции может стать рычагом давления на непослушный Иран, а при желании и спусковым крючком новой многосторонней войны на Южном Кавказе. Цель её расколоть Иран и поставить под американский контроль его энергоресурсы. Ну и конечно максимально ослабить Россию, для которой мир на Южном Кавказе является одним из приоритетов.
Но если всё так очевидно, почему ни кто иной, а именно премьер-министр Армении потребовал отставки Варданяна? Неужели Никол Пашинян рассматривает его как угрозу собственной власти или он просто вынужден подчиняться чьей-то воле?
Здесь невольно вспоминаются и недавний отказ подписать согласованные в ОДКБ документы и уклонение от переговоров в Москве. И многое другое.
Конечно, можно оспорить подобные утверждения. Но давайте представим себе ситуацию, когда Азербайджан, регулярно заявляющий о претензиях на территории Северного Ирана, вдруг, сам или с чьей-то подачи, переведёт политические демарши в практическую плоскость и окажет силовую поддержку неким этническим азербайджанским или курдским протестам на сопредельной территории.
Несложно понять, кто осудит его действия, а кто одобрит «освободительную борьбу» северного населения Ирана. Не о том ли на днях беседовали в Вашингтоне глава турецкого внешнеполитического ведомства Мевлют Чавушоглу с госсекретарем США Энтони Блинкеном, когда договорились укреплять сотрудничество в интересах продвижения мира на Южном Кавказе. Хотя неделей ранее Анкара провела аналогичные переговоры с Тегераном, который не укладывается в пул друзей Америки.
Какие народы и территории окажутся втянутыми в очередную инсценированную западом войну, и кто будет на этом зарабатывать, вполне очевидно. Мы подробно рассказывали об этом в цикле наших публикаций «Кавказская рулетка». Её итогом, по ожиданиям заокеанских «друзей», должно стать образование на теле Ирана (по аналогии с Ираком) двух автономий – курдской и азербайджанской.
Азербайджан, как и Нахичевань, должен перейти под протекторат Анкары, за исключением отдельных самостоятельных автономных образований. А перспективы самой Турции как и Армении станут очевидны после объединения курдских автономий в Ираке, Иране и Сирии.
В этом контексте призывы к размещению евронаблюдателей на азербайджано-армянской границе и в отдельных районах выглядят по меньшей мере неразумными и контрпродуктивными. Стоит только вспомнить, сколько «пользы» мирному населению принесли наблюдатели ОБСЕ в Сербии, Абхазии, Южной Осетии и Донбассе. Да и других примеров, где их присутствие неизбежно приводило к обострению конфликтов, более чем достаточно.
Иной сценарий может сложиться если дистанцировать Запад от процессов на Южном Кавказе. Адекватным решением сегодня могло бы стать предоставление Нагорному Карабаху не аффилированного ни с Баку, ни с Ереваном, нейтрального статуса до урегулирования взаимных претензий Азербайджана и Армении. Не без оснований можно предположить, что нынешний премьер-министр вполне способен создать там условия, необходимые для мирного сосуществования и разумного диалога как с Ереваном, так и с Баку.
Внешними гарантами могли бы стать Россия, Иран и Турция (без последней Азербайджан будет сомневаться в своей безопасности). Этот формат уже опробован в Сирии и показал свою жизнеспособность. В актуальном для конфликтующих сторон вопросе о транспортных коридорах разумным основанием для компромисса представляется равноценное разблокирование транзитных путей из Армении в Россию и из Азербайджана в Нахичевань, например на принципах, схожих с Конвенцией Монтрё, предполагающих право свободного движения гражданских транспортов и уведомительного для военных.
От этого в выигрыше окажутся все стороны, тем более что положительный опыт совместной работы России, Азербайджана и Ирана по созданию новых международных маршрутов уже имеется. Остается только Еревану и Баку повернуться лицом к своему народу и задуматься, прежде всего, о благе и перспективах своих стран.