Аналитика, Общество
АналитикаОбщество
5 минут
ВКонтакте Одноклассники Telegram

Нынешний Предстоятель Константинольской Церкви – Его Божественное Всесвятейшество Архиепископ Константинополя – Нового Рима и Вселенский Патриарх Варфоломей I взошел на престол 2 ноября 1991 года.

Зачем Константинопольский Патриархат затеял украинский раскол sakharof.ru

Нынешний Предстоятель Константинольской Церкви – Его Божественное Всесвятейшество Архиепископ Константинополя – Нового Рима и Вселенский Патриарх Варфоломей I взошел на престол 2 ноября 1991 года. Каноническая территория КП при нем не изменилась и включает значительную часть Малой Азии, Восточной Фракии, Крит (полуавтономная Критская Церковь под омофором КП), Додеканесские острова, Святую Гору Афон (пользуется определенной церковной самостоятельностью), а также Финляндию (немногочисленная Православная Церковь с канонической автономией). Однако Константинополь настаивает, что его каноническая территория – весь мир, за исключением тех мест, где есть другие патриархаты.

Фанар претендует на управление епархиями Северной Греции «Новых земель», присоединенными к основной территории страны после Балканских войн (1912-1913) и переданными Константинополем в 1928 году в управление Элладской Церкви. Эти притязания, равно как и не имеющие канонических оснований амбиции КП на окормление всей православной диаспоры, не находят понимания у других Православных Поместных Церквей.

Варфоломей в 2016 году предпринял попытку проведения Восьмого Вселенского Собора (официально было название «Великий и Святой Всеправославный собор»). В рамках его подготовки председатель отдела внешних церковных связей РПЦ Иларион (Алфеев) обсуждал в Стамбуле с константинопольским патриархом намерение Фанара провести ряд экуменических положений и закрепить за собой право на верховенство в Православии. Варфоломей настаивал на участии в голосовании только Патриархов (по принципу одна церковь – один голос), а не как ранее, когда голосовал каждый епископ (на Соборе должны присутствовать по 24 епископа от каждой поместной церкви и по священному писанию голосование на нём должно быть единодушным — одна душа – один голос). Предложенная греками процедура голосования вводилась с лукавым умыслом получить большинство голосов (фактически у них шесть из 14 церквей, а на остальных можно надавить при помощи США и правительств).

В итоге РПЦ отказалась участвовать в этом мероприятии. Её поддержали ещё три Церкви, в том числе древняя Антиохийская. Православных не устроил контент готовившихся решений собора, как незначимый и преследующий одностороннюю выгоду.

Но на этом Варфоломей не успокоился. В сентябре 2018 года он выступил с заявлением о вмешательстве Русской Церкви в дела Киевской Митрополии. Через два месяца Синод КП утвердил устав «объединенной» украинской церковной структуры и 6 (9) января подписал Томос для раскольнической Православной Церкви Украины (ПЦУ).

В ответ на это Священный Синод Русской Православной Церкви постановил: приостановить молитвенное поминовение патриарха Варфоломея за богослужением, сослужение с иерархами Константинопольского патриархата и участие РПЦ во всех Епископских собраниях, богословских диалогах, многосторонних комиссиях и других структурах, в которых председательствуют или сопредседательствуют представители Фанара. Синод также признал антиканоническими действия КП на Украине.

Обиженный Варфоломей 11 марта 2020 года заявил о решении временно прекратить действие лицензии на православные богослужения у Московского патриархата на Украине и услуги населению – регистрацию венчаний, крещение, отпевание» до восстановления упоминания его имени в литургиях и признания ПЦУ.

Однако надо отметить, что Фанар предоставил украинским раскольникам самостоятельность в довольно урезанном виде – они не получили статус патриархии (то есть их патриарх находится в Стамбуле) и права открывать приходы за рубежом. Хотя двое из них самовольно носили титул патриархов всея Украины.

Усилить влияние на Украине Константинополь решил через восстановление в Киеве «одной из многочисленных ставропигий» (экстерриториальных образований в чужой канонической юрисдикции), существовавших там до 1686 года, когда Киевская митрополия стала частью РПЦ. Пока это лишь один Андреевский храм в Киеве, любезно и безвозмездно подаренный Фанару Радой и правительством Петра Порошенко в 2018 году. Упоминание же в тексте константинопольского синодального решения о «многочисленных ставропигиях», косвенно указывает на желание потребовать реституцию «своего» имущества, которого он лишился 300 с лишним лет назад.

Греческие иерархи уже обмолвились, что речь может идти о всех оставшихся древних храмах на Украине, поскольку Киевская митрополия в те времена была составной частью Константинопольской Церкви. Говорилось также, что территория Белоруссии, а также российские Смоленская, Брянская, Курская и Белгородская области были некогда частью Великого княжества Литовского, находившегося в юрисдикции Константинополя…

Сегодня, когда мы видим, что вытворяют сторонники фанариотов на Украине, становится понятнее глобальный замысел константинопольского патриарха и его кураторов. Но время расставит свои акценты, как это уже было не раз. Ну а Фанару, судя по его истории, не привыкать.