Аналитика, Общество
АналитикаОбщество
3 минуты
ВКонтакте Одноклассники Telegram

В 2018 году в православном мире произошёл раскол – признание константинопольским патриархом двух украинских раскольничьих групп в качестве «единой поместной церкви Украины».

Константинопольский Патриархат: мир в Православии зависит от СВО sakharof.ru

Итак, в 2018 году в православном мире произошёл раскол – признание константинопольским патриархом двух украинских раскольничьих групп в качестве «единой поместной церкви Украины». Обнуление Варфоломеем канонического статуса Украинской православной церкви за четыре прошедших года так и не поддержано большинством православных церквей. Раскольников пригрели только греческие церкви – Александрийская, Элладская и Кипрская, а вот греческая Иерусалимская православная церковь отказалась это сделать.

Характерно, что соборное решение о признании ПЦУ было принято только на Фанаре, в других же греческих церквах этот вопрос даже не был вынесен на голосование в синодах – признание осуществлялось одним лишь главой соответствующей церкви. Русская церковь, как и ожидалось, после этого прекратила поминовение глав Константинопольской, Александрийской, Кипрской и Элладской церквей, сохранив, однако, общение с теми иерархами, кто выступил против такого решения.

Тем не менее, вину за раскол, как ни странно, Фанар возлагает на РПЦ. Хотя и странного в общем то тут ничего нет. Традиционная западная риторика. Гораздо серьёзнее другое.

Фанариоты беззастенчиво обозначили дальнейшее направление своей раскольничьей деятельности. Помимо покушений на юрисдикционные и имущественные права Московского патриархата они вознамерились также «обнулить» его канонически: в греческой церковной среде повсюду слышны призывы к церковному суду над патриархом Кириллом за якобы учинённый им раскол мирового православия. Есть призывы к отзыву у РПЦ автокефального статуса, дарованного ей Константинополем в 1589 году. Ну а сам патриарх Варфоломей пошёл ещё дальше – недавно он обвинил патриарха Кирилла в «ереси русского мира», сравнив её с ересью этнофилетизма.

Тут просматривается константинопольская преемственность. Напомним, один из его предшественников обвинял в том же Болгарскую церковь в 1872 году и провозгласил её раскольничьей.

Очередной раз убеждаемся, что церковное и политическое всегда тесно переплетены между собой. Это хитросплетение особенно заметно, когда возникают перемены геополитического характера. Будущий исход межцерковных баталий и наступление мира в Православной Семье, увы, напрямую зависит от динамики и результатов СВО. И тут проиграть у нас просто нет права.