Продолжение
В предыдущей статье «Россия-Турция: возрождение диалога» речь шла о предвоенном периоде.
Накануне нападения в 1941 году Германии на Советский Союз стало известно о секретных переговорах между Адольфом Гитлером и Вячеславом Молотовым, что ознаменовало поворотный момент в российско-турецких отношениях. Выяснилось, что Гитлер предлагал Молотову заменить Конвенцию Монтрё на более выгодную СССР. Молотов, не полностью удовлетворившись этим предложением, просил о создании советской военной базы в проливах. Это нанесло серьезный ущерб советско-турецким отношениям и послужило катализатором сближения Турции с западными странами, поскольку теперь она рассматривала СССР как угрозу своему суверенитету. Анкара стала смотреть на Москву через призму истории и отвечать с точки зрения старой реальной политики, с каждым годом сближаясь с западным блоком. Полномасштабное нацистское вторжение в Советский Союз (операция «Барбаросса») было воспринято многими в Анкаре как победа.
В конце войны посол Турции в СССР Селим Сарпер 19 марта 1945 года был проинформирован Молотовым, что Советский Союз не будет продлевать «Договор о дружбе и ненападении», подписанный в 1925 году. Молотов отметил, что Договор действует уже 20 лет и что для его продления необходимы «серьезные изменения». Три месяца спустя, 7 июня 1945 года, Молотов и Сарпер провели переговоры, на которых были озвучены «требования» Советского Союза. Во-первых, «возвращение» СССР провинций Карс и Ардахан; во-вторых, выделение Советскому Союзу баз для «совместной обороны» проливов Стамбул и Чанаккале (Босфор и Дарданеллы – прим. ред.); и, наконец, двустороннее соглашение о будущем статусе проливов с поправками к Конвенции Монтрё. Во время повторной встречи 18 июня Молотов ещё раз подчеркнул, что СССР не будет продолжать переговоры, если названные темы не будут рассмотрены. Турецкое правительство отвергло эти требования и больше не могло поддерживать имидж СССР как «искреннего друга» Турции, поскольку многие проблемы между двумя странами стали достоянием общественности.
После победы над нацистской Германией Советское возобновлено внимание к проблеме проливов. Соединенные Штаты и Турция в 1946 году регулярно обсуждали вопрос о проливах. Поводом послужила активизация советского военно-морского флота в Черном море, особенно вблизи турецких берегов. Растущее советское военное присутствие не ограничивалось морем, поскольку значительное количество сухопутных войск также было размещено на Южных Балканах.
По мере роста советского давления, Анкара спешно обратилась за помощью к США, которые направили в Турцию оперативную группу военно-морского флота, а администрации Соединенных Штатов и Великобритании 9 октября 1946 года подтвердили свою поддержку Турции. Президент США разработал знаменитую «доктрину Трумэна», направленную на предотвращение распространения советского влияния на Турцию и Грецию. В новом мировом порядке после Второй мировой войны страны были разделены на два полюса: возглавляемый США «капиталистический» и возглавляемый Советским Союзом «коммунистический». Поскольку Турция рассматривала СССР под властью Сталина как угрозу своей национальной безопасности, она выбрала первый.
Впервые с момента своего основания Турция в 1947 году отказалась от нейтралитета и приняла в рамках «доктрины Трумэна» экономическую и военную помощь от США на 100 миллионов долларов. За этим последовало вступление Турции 18 февраля 1952 года в НАТО (организация, основанная исключительно для противостояния Советскому Союзу) и подписание в 1953 году Балканского пакта (договор между балканскими странами, как сдерживающий фактор советского экспансионизма). С этого момента Турция заняла полностью антисоветскую, прозападную позицию, значительно отклоняясь от внешнеполитической стратегии, разработанной Ататюрком.
Продолжение следует….