Запад продолжает попытки создания очагов напряженности вокруг России и Китая. Началось все с Украины, далее может быть Приднестровье, затем может подключиться Южный Кавказ – Западу нужно, чтобы воевали Армения с Азербайджаном, а потом в конфликт втянулись Россия с Ираном и Турцией.
Запад продолжает попытки создания очагов напряженности вокруг России и Китая. Началось все с Украины, далее может быть Приднестровье, затем может подключиться Южный Кавказ – Западу нужно, чтобы воевали Армения с Азербайджаном, а потом в конфликт втянулись Россия с Ираном и Турцией. Будут «поджигать» и Северный Кавказ, где уже были две чеченские кампании. Потом дело может дойти и до Средней Азии, где каракалпаки будут требовать независимость от Узбекистана, таджики будут воевать за территории с кыргызами, а в Казахстане вновь восстанут религиозные экстремисты. Группировки террористов, сосредоточенных в Афганистане, могут ударить по Таджикистану, с целью создать там Ферганский халифат и пойти на помощь братьям-уйгурам в Китай.
УКРАИНА
Мировые политики и военные руководители западных стран ожидали, что именно в мае начнется т. н. украинское контрнаступление. Однако май заканчивается, а наступление ВСУ так и не началось, чему способствовал ряд факторов:
1. Битва за Артемовск продемонстрировала, что ВСУ не так уж и сильны, как это пытается показать украинская пропаганда;
2. Зеленский и его команда понимают, что провал контрнаступления станет деморализующим аспектом для Украины;
3. Непонятная ситуация, сложившаяся вокруг главкома ВСУ Залужного;
4. Политический конфликт Белого дома и главы офиса Зеленского Ермака.
Американским демократам нужна демонстрация, что они не зря вложили столько финансов и военных ресурсов в Украину, им в преддверии выборов в США нужен конкретный результат, который они смогут предъявить американскому обществу как доказательство правильной внешней политики Белого дома. А Европейские политики, которые дают оружие Украине, также заинтересованы в успехе ВСУ, чтобы доказать гражданам правильность своих действий.
ЮЖНЫЙ КАВКАЗ
Начало специальной военной операции и необходимость для России на длительный срок сосредоточиться на украинском направлении повлияло на ее политику на Южном Кавказе. Военный успех России на Украине станет сигналом, что пауза, которую Россия взяла в феврале прошлого года на Южном Кавказе, заканчивается и поэтому Баку торопится в плане достижения своих целей. А в случае, если России успеха не добьется, то наиболее вероятный сценарий – это сокращение ее влияния в южнокавказском регионе с продолжением той динамики, которая наблюдается сейчас. А тем временем США и ЕС продолжают имитировать шаги по заключению армяно-азербайджанского мирного договора. Отметим, что майская пограничная провокация ВС АР в Сотке имела цель оказать давление на переговорный процесс, и на данный момент вероятность подписания мирного договора мала.
АЗЕРБАЙДЖАН
Азербайджан, ранее не жалевший усилий, чтобы довести до кульминации напряженность в отношениях с Ираном, угрожая нападением при поддержке своих союзников на эту страну, в последнее время предпринимает шаги по снижению напряжения. Однако это отнюдь не означает, что Алиев отказался от своих территориальных претензий, антииранских шагов и дальнейших планов. На самом деле он перевёл их на рельсы «мягкой силы», поддерживая сепаратистские силы Ирана и укрепляя связь с пантюркистскими единомышленниками. Расчленение Ирана является одним из стратегических планов АР и Израиля и в данном контексте не случайны майские визиты главы МИД и президента Израиля в Баку.
Последствия заключения армяно-азербайджанского мирного соглашения очевидны: произойдет всплеск азербайджанского национализма, что обострит и без того непростые отношения между Баку и Ираном. Это, а также ряд других причин не позволят АР избавиться от контроля со стороны Анкары, которая будет использовать азербайджанскую территорию и как инструмент сдерживания Ирана и как трамплин в Среднюю Азию, и как инструмент давления на Россию.
ТУРЦИЯ
В Турции состоялись самые драматичные за всю историю республики президентские выборы, по итогам которых победил действующий президент Эрдоган. Отметим, что на кону стояло будущее не только Турции – ведь итоги голосования отразятся на многих странах, поскольку Анкара играет заметную роль в региональной политике. Результаты турецких выборов будут иметь политико — экономическое воздействие на Вашингтон и Москву, столицы Европы, Южного Кавказа, Ближнего Востока, Центральной Азии и Африки.
В сложившейся ситуации, когда США продолжают терять свои лидирующие позиции на Ближнем Востоке, Турция будет продолжать самостоятельную политику без оглядки на Вашингтон на фоне усиления роли России, Китая, Ирана, Индии в нашем регионе. Она будет использовать открывающиеся возможности уже не в качестве младшего партнёра Запада, который пытался всеми способами прорваться в ЕС и угодить США, а будет продолжать искать своё место в новом миропорядке. Что касается отношений Турции с Россией, то они изменений не претерпят. У этих двух стран есть общие политические и экономические интересы, которые вписываются в геополитический контекст — АЭС «Аккую», газопроводные потоки, планы создать газовый хаб и др.
ГРУЗИЯ
Киев и его закулисные кураторы Вашингтон и Брюссель продолжают требовать от Грузии открытия второго фронта против России в Абхазии и Южной Осетии, чтобы разжечь пламя войны до масштабов, которые заставит Москву перебросить дополнительные армейские подразделения с украинского направления в Закавказье. В свою очередь, понимая гибельность такого сценария для государственности, грузинские власти оказывают киевскому режиму лишь политическую поддержку и наотрез отказываются снабжать его оружием. У ситуации есть и другая сторона — мартовские протесты в Тбилиси показали, что воюющие в рядах ВСУ грузинские боевики представляют опасность для республики.
Отмена президентом РФ визового режима для граждан Грузии, и возобновление авиасообщения между странами ещё больше подстегнет экономическое сотрудничество двух стран. То, что нормализация отношений между Россией и Грузией отвечает требованиям дня, лишний раз подтверждают суетливые действия грузинской оппозиции, которая поднимает людей на протесты под предлогом, что «Грузинская мечта», оставляя страну «в пространстве влияния России, поставила под удар евроатлантическое будущее Грузии и создала реальную угрозу изоляции страны». Ситуация обостряется и в связи с предстоящими парламентскими выборами в октябре 2024 г из-за планов США не признавать их итоги с целью смены политического курса в стране.
ИРАН
Пока США и их европейские союзники борются с Россией на Украине и предпринимают меры против укрепления Китая, тлеющий кризис вокруг ядерной программы Ирана угрожает загореться вновь. Демонстрируя свою озабоченность, Великобритания, Франция и Германия предупредили Иран, что они инициируют возвращение санкций ООН против Тегерана, если он обогатит уран до уровня, необходимого для создания ядерного оружия. Разногласия по поводу кризиса на Украине, в ходе которого Иран оказывает политическую поддержку России, и растущая китайско-американская напряженность еще больше снижают шансы на возобновление ядерной сделки, поскольку неясно, насколько Москва и Пекин могут настаивать на ее возобновлении.
У Ирана появился афганский фронт. Руководство Ирана пригрозило запрещённому в России движению «Талибан»* в случае, если контролирующая Афганистан эта радикальная группировка перестанет соблюдать международное право после обмена ударами в пограничной провинции Систан и Белуджистан. Несмотря на то, что Тегеран пошел на дипломатические уступки, дав согласие на передачу талибам* здания афганского посольства в Тегеране, разногласия между сторонами стремительно растут из-за использования приграничных водных ресурсов. Примечательно, что новый виток обострения между Ираном и талибами*, а также взаимная пикировка стимулировали новые теории заговора вокруг решения президента США вывести контингент из Афганистана. В результате в руках талибов* оказалось множество боевой техники для формирования зоны нестабильности у иранских рубежей.
РОССИЯ
Великобритания с самого начала СВО на Украине заняла самую агрессивную и непримиримую позицию по отношению к России. Нынешняя линия Лондона является «проявлением вековой политики»: провоцировать военный конфликт на континенте, чтобы, отсиживаясь на острове, выигрывать при любом исходе войны. Именно Лондон сорвал Стамбульские соглашения, когда прорисовывались очертания мира на Украине.
Сегодня США заинтересованы в том, чтобы устранить Россию как конкурента в мировой политике, а Евросоюз – как конкурента в мировой экономике. По мере «стабилизации» украинского конфликта противостояние на территории СНГ между Россией и Западом расширяется через свои выращенные и поддерживаемые прокси – режимы. Англосаксы активно поджигают и республики российского Северного Кавказа, где не прекращаются попытки внедрения норм шариата, активизируется деятельность подконтрольных ячеек террористических, националистических и радикальных религиозных организаций.
БЕЛОРУССИЯ
Запад разрабатывает сценарий по силовому свержению власти в Белоруссии. Активное участие в этом принимает Польша, на территории которой проходит подготовка боевиков для возможного вторжения в страну. В качестве плацдарма для этого может послужить также приграничная территория Украины и Литвы. К тому же в составе ВСУ против России воюют белорусские националисты, а белорусские оппозиционеры сформировали в Польше «правительство в изгнании», в составе которого есть и силовой блок, который отвечает за подготовку террористов в лагерях. Недавний визит в Варшаву белорусской оппозиционерки С.Тихановской является частью этого сценария. которая действует полностью под контролем западных центров, а конкретно – под Варшавой. А это уже не информационная борьба, а именно подготовка силового сценария.
ЕВРОПА
Очередное обострение началось на границе Сербии и самопровозглашенного Косово на фоне назначения албанцев руководителями администраций в нескольких муниципалитетах на севере Косово. Местные жители поддержали отказ от участия в голосовании «Сербского списка» и бойкотировали выборы. Несмотря на низкую явку и явное притеснение сербского населения США и страны Запада результаты выборов поддержали. В свою очередь Россия в очередной раз выразила поддержку Сербии, назвав выборы на севере Косово пародией на демократический процесс. Позже президент А.Вучич обвинил западные страны в усилении давления на Сербию и привел армию в состояние полной боеготовности. Кроме того, он потребовал от НАТО срочно остановить насилие над сербами в Косово.
БЛИЖНИЙ ВОСТОК
Ушедший на периферию внимания сирийский вопрос, разделяющий англосаксов с Передней Азией и формирующимся Восточным центром мирового влияния, вступил в фазу переговоров. Объективно это означает ещё одно поражение внешней политики США там, где Вашингтон менее всего был к этому готов. В мае Сирию посетил иранский президент И.Раиси, впервые за 13 лет встретившись в Дамаске с Б.Асадом. Ещё одна проблема для Вашингтона – это восстановление членства Сирии в Лиге арабских государств, ранее приостановленное под давлением США.
На Ближнем Востоке все еще остается не решенным курдский вопрос. Согласно Лозаннскому мирному договору, которому в июле 2023 г исполняется 100 лет, многомиллионный курдский народ был лишен права создания национального государства, а его земли были разделены между Турцией, Сирией, Ираком и Ираном. Можно констатировать, что муссируемые политиками слухи создания Великого Курдистана и распада четырех государств Ближнего Востока в обозримом будущем нет.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ
В то время, когда президенты центрально-азиатских стран находились на саммите в Китае, в Алма-Ате прошел экономический форум «Европейский Союз – Центральная Азия». На нем состоялась церемония утверждения дорожной карты по реализации меморандума о взаимопонимании между среднеазиатскими республиками и ЕС о стратегическом партнерстве. Примечательно, что одновременно на проходящем в Казани форуме «Россия – Исламский мир» РФ и Казахстан подписали меморандум о сотрудничестве по транспортному коридору Север — Юг.
Восстание, поднятое в Пакистане сторонниками Имрана Хана, увенчалось успехом: местная фемида освободила задержанного экс-премьера. В итоге те, кто рассчитывал устранить фигуру Хана с политической сцены, добились обратного эффекта. На его сторону встал и Верховный суд – мощнейший институт власти в этой стране, а на улицы также вышла армия. Теперь волнения могут еще больше усилиться — обстановка в этой ядерной стране взрывоопасна.
ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА
В страны южноамериканского континента зачастили политики из Европы с целью склонить на свою сторону нейтрально настроенные страны в рамках геополитической битвы с Россией и Китаем. Есть еще и другая задача – заставить эти страны передать оружие советского производства Украине. Однако Бразилия, Аргентина и другие страны этого континента не собираются поставлять оружие на Украину, так как не заинтересованы в продолжении украинского конфликта. Заодно европейские лидеры стараются найти замену российским энергоносителям на латиноамериканском континенте, и в этом вопросе особенно усердствует Германия. Обратиться к Латинской Америке в Европе решили после того, как ослабли ее позиции в Африке в конце прошлого года, когда президент США Байден заявил о намерении инвестировать милиарды долларов на Африканский континент. В итоге стало ясно, что путь в Африку для Евросоюза закрывается… Однако надежды Запада найти в Латинской Америке то, что они утрачивают в Африке, вряд ли реальны. Китай стал вторым по величине торговым партнером Латинской Америки в прошлом году. К тому же укрепляет свои связи со странами латиноамериканского континента и Россия.
ВЫВОДЫ:
• События на Украине свидетельствуют, что передел мира и сфер влияния между супердержавами, продолжается. И прежде всего, борьба будет вестись за транспортные коридоры, а это значит, что англосаксы будут всячески препятствовать созданию континентального коридора «Один пояс – один путь», в котором участвуют Китай и Россия.
• На Южном Кавказе потенциально складывается необычный геополитический пасьянс, который устраивает США и Израиль. В случае войны АР с Ираном первому отводится роль Украины с участием проживающих в Иране этнических меньшинств. Для Израиля это снимет предполагаемую ядерную угрозу со стороны Ирана, а для США — блокирует проекты России по созданию коридора «Север-Юг» в Индию через Иран.
• Итоги армяно-азербайджанского конфликта еще раз доказали ряд правил, которые существуют и в рамках других конфликтов, в том числе и российско-украинского: сила важнее права, готовность применить силу важнее силы, а готовность определяется приоритетами, которые можно конструировать.
• Анкаре нужно быть готовой к тому, что США усилят давление, чтобы разрушить ее отношения с Москвой, испортить намеченные региональные мирные сценарии, в частности, на сирийском направлении. К тому же ситуация в Турции будет иметь прямую проекцию на противостояние России и коллективного Запада.
• Заявления ведущих грузинских политиков показывают, что грузины утратили иллюзии в отношении Запада. Да, официально цель вступления в ЕС пока сохраняется, несмотря на выдвижение Тбилиси ряда унизительных условий, но, как видно, в Тбилиси уже не боятся «обидеть» Запад нежеланием отказываться от национальных интересов, принципов и ценностей.
• Возобновление кризиса вокруг Ирана может произойти в неподходящее для президента США время, который в данное время сосредоточен на поддержку союзников в конфликте на Украине и на сплочении западных стран для противодействия амбициям Китая.
• Начало волны нестабильности на постсоветском пространстве может быть положено и в Средней Азии (Казахстан, Таджикистан, Киргизия), где Британия и США заинтересованы в создании очагов напряженности в южном подбрюшье России и ослаблении влияния Пекина.
• Конфликт между Сербией и Косово активно разгорается и Запад пытается додавить Сербию попытками провернуть «цветную революцию». А попытки Белграда вести независимую политику, как, например, в случае с отказом вводить санкции в отношении России, только разжигают желание Запада, как можно скорее решить сербский вопрос.
• Факт возвращения на политическую сцену Сирии означает начало процесса консолидации арабского мира и возможность ее освобождения от «дружеских объятий» США. Конечно, вытеснение Америки из региона не будет быстрым. Остаётся неясной судьба сирийских курдов, которые до сих пор поддерживались американцами. А это взрывоопасный потенциал в активе у Вашингтона.
• Несмотря на давление Запада, ключевые страны Латинской Америки не собираются отказываться от выгодного сотрудничества с Россией и Китаем. Однако в Европе не желают считаться с реальностью, и давление на лидеров стран континента продолжится. В результате Европа, вслед за Россией, может потерять и Латинскую Америку.
ПРОГНОЗЫ:
• Отмирание однополярного мира — это исторически объективный процесс, однако его результаты не предсказуемы. Естественно, Россия заинтересована в реализации своих национальных интересов, но не может не учитывать факт наличия различных вариантов развития событий, которые могут стать реальностью после завершения нынешних геополитических процессов.
• В настоящее время регион Южного Кавказа стал зоной столкновений не только геополитических интересов, но и гуманитарной политики разных стран.
• Итоги президентских выборов в Турции могут привести к расколу в стране, который в ближайшее время вряд ли будет преодолен.
• Запад может потерять Грузию несмотря на миллиарды кредитов и грантов, «вкаченных» сюда для создания/содержания «гражданского сектора» (НПО, ЛГБТ), пропагандистских СМИ, укомплектованных агентами западного влияния.
• Если иранская ядерная сделка не состоится, то у Запада есть 3 возможных варианта действия: сдерживание, военные действия или новое соглашение, достигнутое путем переговоров. У сдерживания есть обратная сторона: оно может дать Тегерану время для создания потенциала ядерного оружия.
• Запад будет пытаться выбить Белоруссию из связки с Россией, чтобы и этот фланг сделать для нее проблемой. А конец власти Лукашенко в этой стране может стать сигналом этому…
• Нынешняя геополитическая и геоэкономическая турбулентность, вызванная началом горячей фазы в конфронтации мировых держав, уже отражается на Центральной Азии, куда в последнее время зачастили высокопоставленные чиновники из США и ЕС, имея цель путем шантажа прекратить сотрудничество среднеазиатских стран с Россией и Китаем.