КАВКАЗСКАЯ РУЛЕТКА: часть пятая - армяне в Турции
Армяне-христиане, о которых мы говорили в предыдущей публикации, сегодня отнюдь не самая многочисленная составляющая армянской общины Турции. Проживающих в стране армян можно условно разделить на несколько групп.
К первой отнесём так называемых крипто-армян. Они скрывают своё армянское происхождение, внешне придерживаются местных и общепринятых в государстве норм поведения и вероисповедания. Вместе с тем в тайне продолжают следовать национальным и религиозным обычаям, молятся на армянском языке. Сохраняя преемственность поколений, они отдают предпочтение внутриобщинным бракам. При этом на второй план отодвигают возрастные, социальные и другие различия, что свидетельствует о наличии этнического самосознания. Статистические данные о численности крипто-армян никогда не приводились. Оценочно в Турции их число может достигать 800 тысяч человек. Наибольшая концентрация считается в городах Муш, Малатья, Элязыг, Диярбакыр и Кахраманмараш. В каждом населенном пункте востока и юго-востока Турции проживают как минимум три-пять таких семей. В крупных городах констатируется наличие крипто-армянских кланов, состоящих из 50 и более родов.
Вторая группа – это Амшенские армяне (или Хемшилы), которые были насильственно обращены в ислам в 16-19 веках, однако сохранили архаичный западно-армянский диалект, обычаи и традиции. В тот период они помогали армянам сражаться против османов. Хемшилы преимущественно расселились в относящихся ранее к Западной Армении турецких провинциях Артвин, Орду, Трабзон, Самсун, Ризе, Байбурт, Гиресун, Гюмюшхане и Ардаган, а также северных районах провинций Эрзурум и Карс. Не принявшие ислам перебрались на черноморское побережье Российской Империи откуда впоследствии, в ноябре 1944 года, были депортированы в Киргизию и Казахстан, как «неблагонадежное население». Амшенские христиане в Турции остались только в селе Елиовит. Население территории бывшей Западной Армении около пяти миллионов человек. До половины из них хемшилы, остальные – лазы (исламизированные грузины) – 15 процентов, урумы (греки-мусульмане) – три процента, курды, русские и другие до пяти процентов.
Жёсткое воздействие турок не привело к полной ассимиляции армян. Представители диаспоры предпочитают, чтобы их называли хемшилами из-за негативного отношения к армянам со стороны турецкого населения и националистов, ассоциирующих термин «ermeni» с ругательством. В январе 1970 года на северо-востоке Турции в городах Хопа, Артвин и Орду случилось восстание хемшилов, требовавших автономии. При его подавлении погибли более тысячи человек. Непростые отношения складываются у хемшилов с исторической родиной. Армяне Армении демонстрируют им своё неприятие – как к вероотступникам, однако амшенцы позитивно относятся к ним, считая своими единокровными братьями.
Бошан-цыгане также относятся к армянской группе. Они проживают в уездах Артануч, Ардвин, Хопа. Исповедуют ислам суннитского толка, однако общаются между собой на армянском языке. Наряду с турецкими, носят армянские имена. Формально являясь мусульманами, придерживаются старых армянских, в том числе христианских традиций, что нельзя сказать об исламизированных армянах данных районов.
Значительную прослойку турецкого общества составляют не сохранившие по различным причинам свою идентичность армяне, в том числе сочетавшиеся браками с мусульманами. Их разделяют на три группы:
— туркизированные (считается самой многочисленной) – в религиозном плане они достаточно радикальны. Среди них встречаются даже пантюркистские элементы, которые, опасаясь притеснений по этническому признаку, всячески пытаются доказать свою преданность туркам;
— курдизированные – проявляют исламскую солидарность, но выступают против репрессий курдов и армян вне зависимости от вероисповедания. Они имеют более выраженную национальную идентичность. Значительное количество таких армян (по некоторым оценкам до 25 процентов) проживает в сирийской кантоне Африн и юго-восточных провинциях Турции;
— арабизированные – сильно подвержены арабскому влиянию. Имеют тесные связи с армянскими соплеменниками в Сирии, нашедшими там убежище во время преследований со стороны османов. В их числе много сторонников алевизма. В ряде сёл алевитов в Батмане, Битлисе, Муше и Ширнаке сохранены армянские топонимы.
Курды-алевиты также считаются сменившими веру килийскими армянами, принявшими ислам, чтобы спастись от гонений. К ним относят и армянские кланы в бедуинских поселениях вдоль турецко-сирийской границы.
Численность таких армян, по данным турецких историков А.Кютюка и армянофоба Ю.Галачоглу, достигает ста тысяч человек. Проведенные ими исследования вызвали негативную реакцию властей, местных научных кругов и СМИ. Однако они не опровергли, что в начале прошлого века множество армян нашли убежище у дерсимских алевитов, восстание которых против насильственной ассимиляции в 1937-38 годах было жестоко подавлено турецкой армией. По разным данным тогда погибли до 70 тысяч человек. Это произошло в турецкой провинции Дерсим (ныне Тунджели), относящейся к так называемому Северному Курдистану, где преимущественно проживали алевитские курды. Спустя много лет, в ноябре 2011 года, в то время занимавший пост премьер-министра Турции Реджеп Эрдоган назвал Дерсимскую резню одним из самых трагичных событий турецкой истории и публично принёс за них извинения.
Отдельной группой считаются армяне, осевшие в районах проживания зазов (ираноязычная народность, относящаяся к курдской группе). Многие представители зазских кланов в Арабкире, Бингеле и Эрзинджане имеют армянское происхождение. В поселениях зазов-алевитов также распространены армянские топонимы.
Разобщённость вышеназванных групп всячески поощряется турецкими властями, в течение более ста лет отрицающими факты геноцида и притеснения армян. В качестве доказательства своей невиновности турки используют подмену терминологии и обосновывают притеснение армян борьбой с курдским терроризмом. Напомним, что в переписи населения османской империи курды как этническая группа не фигурируют. Анкара до сих пор жёстко пресекает попытки жителей юго-восточных провинций изучать родные языки, что де-факто подтверждает принудительную ассимиляцию и ведёт к росту сепаратистских настроений в и без того неблагополучных районах. Так, турецкий закон об образовании разрешает изучение только абхазского, адыгского, албанского, боснийского, грузинского, курманджи (курдского), лазского и зазского языков в государственных школах не более двух часов в неделю.
Позже обязательно поговорим о влиянии армянских общин в Турции.