Премьер-министр Армении Никол Пашинян откровенно расписался в своей беспомощности, выступая в Страсбурге на пленарном заседании Европарламента. Пашинян признал несостоятельность выбранного им курса, но вину в очередной раз возложил на Азербайджан и, видимо, Россию.
Выступление Пашиняна перед его европейскими кураторами не осталось без внимания. В своей продуманной речи он акцентировал внимание на непоследовательной позиции Азербайджана в отношении мирного договора и границ двух государств. Перечислив все предыдущие договоренности, посетовал, что Баку, вопреки Алма-Атинской декларации, утверждает, что между Арменией и Азербайджаном нет границы и ставит под сомнение проведение делимитации по последним картам СССР.
«Это свидетельствует, что Азербайджан готовит почву для предъявления территориальных претензий к Армении и инициирования новой военной агрессии», — цитируют Пашиняна «Новости Армении».
Апеллируя к Гранадской декларации, он призвал «к полному уважению суверенитета и юрисдикции стран, а также к открытию региональных коммуникаций на основе принципов равенства и взаимности», выразил готовность «восстановить Мегринскую железную дорогу, которая свяжет не только Армению и Азербайджан, но и южные регионы Армении с северо-западными районами, юго-западные регионы Азербайджана с Нахичеванской автономной республикой, а в дальнейшем – и Армению с Турцией, Азербайджан с Турцией, Грузию, Азербайджан, Армению — с Ираном, Восток с Западом». Он предложил переименовать этот проект из «Армянского перекрестка» в «Перекресток Мира», постепенно вымывая даже упоминание о его стране.
Однако Пашинян тут же сделал оговорку, что «Баку ведёт коридорные разговоры для того, чтобы спровоцировать новую войну в регионе, оккупировать новые территории Армении или держать её в блокаде. Этого никак нельзя допустить».
Параллельно армянские СМИ цитируют заявление президента Азербайджана: «И в Зангезур, конечно, вернемся, но мирным путем». Увязывают эту фразу с ранним высказыванием Алиева «о возвращении на родину предков» в Ереван и трактуют их совокупность как явную угрозу территориальной целостности.
Официальный представитель министерства иностранных дел России Мария Захарова 18 октября 2023 поддержала позицию армянского премьера. Она констатировала, что «…разблокирование транспортных коммуникаций на Южном Кавказе – ключевой элемент армяно-азербайджанской нормализации, выстраиваемой на базе комплекса трехсторонних договоренностей на высшем уровне 2020-2022 гг.».
«Достигнуто общее понимание относительно реализации конкретных шагов по восстановлению и организации железнодорожного сообщения по маршруту Ерасх – Джульфа – Мегри – Горадиз. В работе исходим из необходимости соблюдения принципов взаимности, уважения суверенитета и юрисдикции обеих стран», — добавила она.
Захарова также подчеркнула, что успех на треке разблокирования коммуникаций даст дополнительный импульс другим направлениям трехсторонней работы. Это касается, в том числе разработки мирного договора между Азербайджаном и Арменией, делимитации армяно-азербайджанской границы и запуску диалога общественников и парламентариев.
Остановившись в своей речи на вопросе Нагорного Карабаха и беженцев, глава правительства Армении заявил, что Ереван успешно справился с этой проблемой. Однако тут же попросил выделить ему 100 миллионов долларов на поддержку вынужденных переселенцев.
«Нам нужна международная помощь, в том числе в виде бюджетной поддержки», – подчеркнул Пашинян.
Не менее интересен ещё один тезис. Пашинян остался верен своим «принципам». Понимая, что Запад не спешит раскошеливаться, на всякий случай не упустил возможность бросить камень в адрес России. «Наши союзники в сфере безопасности не только не помогли нам, но и публично призывали к смене власти в Армении, к свержению демократической власти. Но народ Армении объединился ради своей независимости, суверенитета, демократии и очередной заговор против нашего государства провалился», -цитирует заявление Пашиняна агентство «Новости Армении».
Здесь можно усомниться, что речь идёт о России, вот только других союзников у Пашиняна-то никогда и не было. Кому нужен переворот в Армении? Конечно, вполне может быть так, что он говорит о «друзьях» из США или Франции, которые уже сейчас готовят ему замену, и он это понимает. Вот только накануне его выступления в СМИ «просочилось» послание ему от известного гражданина Саакашвили.
Как понимать этот очередной выпад в адрес России? Может, Пашиняна расстроил объективный взгляд президента России Владимира Путина на ситуацию вокруг Нагорного Карабаха и его комментарий о причинах отсутствия премьер-министра Армении на саммите СНГ в Бишкеке? Но там ничего обидного, кроме правды, не было. Или Никол так болезненно воспринял «маляву» из мест заключения от бывшего президента Грузии, где тот отбывает срок за измену родине?..
Саакашвили в своём послании Пашиняну, будучи «обеспокоенным судьбой Армении», дает премьер-министру советы, которые «не позволят Путину уничтожить» его. В их числе «немедленное подписание мирного договора с Азербайджаном», срочная необходимость «чистки» госаппарата, который является «пятой колонной Кремля. Призывает «потребовать немедленного вывода российской военной базы, выйти из СНГ, ОДКБ, таможенного союза и подать заявку в Европейский союз и в НАТО».
Глубокая мысль Саакашвили и в том, что Пашинян пришёл к власти в результате «цветной революции», Путин «никогда ему этого не простит». «Тем более после Ваших недавних заявлений, политических ходов и особенно ратификации Римского статута – он Ваш кровный враг и будет свергать Вас всеми имеющимися у него на руках возможностями – внутренними беспорядками, поощрением военных действий», — цитируют послание «Новости Армении».
Что на деле означают страсбургские заявления премьер-министра Армении?
По сути, в совокупности с его предшествующим поведением и высказываниями, это открытая констатация им поражения Армении при его власти и признание провала продиктованного ему курса. Попытка найти виновных в том, что реализованные под его руководством провальные идеи не решили проблемы на Южном Кавказе, ослабили позицию Еревана, и оттолкнули естественного союзника – Россию. Понимание им своей личной степени ответственности перед армянским народом и страх приближающейся расплаты за содеянное. Простой человеческий страх и просьба сохранить его при власти, либо спасти от агрессивных соседей и мстительных союзников.