Россия-Турция: сближение через барьеры

Россия-Турция: сближение через барьеры

Продолжение

Россия-Турция: сближение через барьеры

Фото: Бизнес Код

23.04.2023, ИА "Бизнес Код".  

В предыдущей статье "Россия-Турция: преодоление разногласий и потепление" акцент сделан на периоде после ухода Иосифа Сталина (1953 год) и до окончания ХХ века. С начала XXI столетия Турецко-российские отношения также прошли через множество испытаний. Они расширились после 9/11 и войны в Ираке в 2003 году. Теракты во Всемирном торговом центре в Нью-Йорке побудили Анкару и Москву заявить о готовности бороться с глобальным терроризмом. Затем Турция отказалась разрешить ввод американских войск в Ирак через турецкую территорию 1 марта 2003 года, что способствовало формированию её имиджа как «самостоятельной страны». Этот шаг был преждевременным и серьёзным вызовом для вновь избранной администрации Партии справедливости и развития, которая во главе с Эрдоганом пришла к власти в Турции в ноябре 2002 года. Он привел к росту напряженности между Анкарой и Вашингтоном. Москва восприняла решение Анкары как демонстрацию способности противостоять крупнейшему партнеру по НАТО.


Падение правительства Саддама Хусейна стало весьма тревожным для Турции. Причина в том, что это положило начало созданию курдского государства (автономии) на севере Ирака, а также спровоцировало среди турецких курдов движение за автономию и независимость. Как и Россию, Турцию крайне беспокоит любая угроза государственности и перекройки границ из-за исторических травм (распад СССР и Османской империи). И это сходство сближает две страны, которые озабочены дестабилизирующими действиями США в Евразии и на Ближнем Востоке. Грузинская война является ярким примером понимания странами проблем друг друга. Когда США отправили военные корабли в Черное море, Турция не разрешила им доступ через проливы, ссылаясь на Конвенцию Монтрё. Приверженность Анкары поиску региональных решений для региональных проблем предельно ясна. Москва, стремящаяся к многополярности в международных отношениях, восприняла эти действия достаточно благосклонно.


В настоящее время стало обычной процедурой для высокопоставленных лиц собираться и решать вопросы как публично, так и в частном порядке. В декабре 2004 года президент России Владимир Путин посетил Анкару. Это был первый официальный визит российского лидера в Турцию после распада Советского Союза. А в январе 2005 года тогдашний премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган отправился в Москву. Эти поездки ознаменовали важный поворотный момент в отношениях между двумя странами и послужили основой того, что за последнее десятилетие контакты на высшем уровне и расширение сотрудничества стали характерными чертами двусторонних отношений.


Президент России Владимир Путин 17 ноября 2005 года принял участие в церемонии открытия газопровода «Голубой поток» в турецком Самсуне. Стабильный поток взаимных визитов продолжался в последующие годы. Президент Турции Абдулла Гюль посетил Москву и Казань в феврале 2009 года. Эта историческая поездка стала важным признаком растущего доверия между Турцией и Россией, так как была первым визитом турецкого президента в столицу Татарстана. Ранее, из-за пантюркистских устремлений турецких националистов, подобное посещение тюркской республики России было бы встречено с большим недоверием.


Во время визита президента России Дмитрия Медведева в Турцию в мае 2010 года Анкара разрешила безвизовый режим пребывания до тридцати дней, который в последствии был продлен. Это в значительной степени способствовало достижению целей «стратегического партнерства» и более глубокому доверию между двумя странами. Кроме того, было принято решение о строительстве в турецком Мерсине атомной электростанции стоимостью 20 миллиардов долларов (АЭС «Аккую»), которая будет принадлежать и обслуживаться Россией (это фактор растущей асимметрии взаимозависимости). На 10-й Совместной экономической комиссии стороны договорились о создании Совета сотрудничества высокого уровня в качестве инструмента институционализации диалога между двумя странами. На церемонии его открытия Реджеп Эрдоган и Дмитрий Медведев подписали шестнадцать соответствующих документов.


Однако, как и в прошлом, отношения не свободны от конфликтов и противоречий. Главное отличие в том, что в 21 веке под руководством Эрдогана и Путина они решаются без иностранного участия, путём закрытых разговоров. Геополитический конфликт в Сирии был тому примером. Россия и Турция не только оказывали военную поддержку противоборствующим коалициям, но и несколько раз доходили до прямых военных столкновений друг с другом.


Чтобы предотвратить нападение поддерживаемых Турцией сирийских исламистов на силы алавитов (опора правительства Асада) российские военные в сентябре 2015 года вошли в Сирию. Благодаря крупной российской воздушной кампании наступление повстанцев было остановлено, а баланс сил склонился в пользу Дамаска. Затем мир был шокирован тем, что 24 ноября 2015 года турецкие ВВС сбили российский бомбардировщик Су-24. Путин расценил это как предательский акт и ввёл пакет парализующих турецкую экономику санкций. Отношения были на самой низкой точке со времен распада СССР, но они сделали ещё один разворот.


Неудавшаяся 16 июля 2016 года попытка госпереворота для свержения Эрдогана в Турции привела к широкомасштабным «чисткам» в гражданских и военных учреждениях страны, а также в правительстве и средствах массовой информации. ЕС и США отреагировали на переворот смесью растерянности, нежелания и критики. Путин оказался единственным лидером, у которого была заметно другая реакция. Он протянул руку своему турецкому коллеге и воспользовался случаем, чтобы нормализовать отношения.


Первую после этого события зарубежную поездку в августе 2016 года Эрдоган совершил в Россию и лично поблагодарил Путина за поддержку, назвав его «дорогим другом». В ходе очередного визита президента Турции в Россию в мае 2017 года Путин заявил, что отношения полностью оправились от кризиса 2015 года. Тем временем, напряженность между Турцией и западными странами вследствие «чистки» среди турецких офицеров, проходивших службу в штаб-квартире и командованиях НАТО, только усилилась.

Продолжение следует...

Комментарии (0)

Остальные новости

Авторская аналитика

Лента новостей

Конгрессмен провел соцопрос по ликвидации ФРС

Рынок майнинга в России может вырасти до 40% по итогам 2024 года

Зеленский допустил вероятность потери Харькова

Болгария хочет получить от «Газпрома» компенсацию в размере 400 миллионов евро